После года плена в Ливии украинские моряки вернулись домой

Экипaж суднa «Sun Oil I» с укрaинцaми нa бoрту обвинили в перевозке контрабанды.

Двух одесских моряков, которые находились в плену в Ливии, родные не видели целый год. Механик из Южного Николай Бондарук и электромеханик из Белгород-Днестровского Виталий Сянский, для которого этот рейс стал первым, оказались заложниками боевиков. Судовладельца «Sun Oil I», на котором находились украинцы, обвинили в перевозке контрабанды, и пока шли судебные разбирательства, морякам пришлось оставаться пленниками на борту. Благодаря активности родственников и морских организаций на днях мореплаватели вернулись в родные дома.

«Держали в страхе, но не били»

  Моряки отправились в рейс на танкере «Sun Oil I» в декабре 2014 года, согласно контракту они вышли с Мальты на Ливию. Кроме украинцев среди членов экипажа были также граждане Болгарии и Румынии. От хозяина экипаж знал, что в контейнерах, которые они везут, находится дизельное топливо. Но о том, что груз опечатан, наемным работникам не сказали. Буквально через полтора месяца рейса — в январе 2015 года — танкер задержали в ливийской столице Триполи.

— Когда в порту досматривали судно, нашли на контейнерах желтые пометки, — рассказывает старший механик Николай Бондарук. — Оказалось, эти линии означали запрет на пересечение ливийской границы, так нам потом сказали   местные жители. А нам откуда было знать, что у корабля и груза не все в порядке с документами? Мы отвечаем за сохранность и своевременную доставку груза, остальное — парафия хозяина. Выходит, за метки нас взяли в плен.

В ливийской прокуратуре моряков обвинили в контрабанде. А вскоре после этого танкер перевели на территорию, подконтрольную военным формированиям.  

— Благо люди с автоматами не обижали нас, — вспоминает электромеханик Виталий Сянский. — Нас держали в страхе, но не били. Привозили даже кое-какую еду. Правда, паек был скудным, а из-за нехватки витаминов мы постоянно чувствовали слабость.

Вопрос решили дипломаты

Первой тревогу забила дочь старшего механика Алена Бондарук. Девушка поддерживала с отцом связь по интернету. Когда узнала о проблемах, тут же связалась с морскими организациями.

— В Ливии вновь обострилась военная обстановка, поэтому переговоры с ливийской стороной выдались очень сложными, — рассказала нам председатель правления благотворительной организации «Фонд помощи морякам «Ассоль» Анна Муругова. — Мы вели это дело несколько месяцев и поняли, что справиться можно только на уровне послов и консулов.

Вместе с родственниками аналитики фонда обратились в агентство, в котором трудоустраивались моряки. Там им дали контакты мальтийского работодателя, но в офисе даже не отвечали на звонки. Более того, оказалось, что судно «Sun Oil I», которое числилось за компанией на протяжении последних шести лет, не отвечало зарегистрированному в крюинговом агентстве номеру. В итоге дело сдвинулось с мертвой точки, когда удалось подключить дипломатов Министерства иностранных дел, которые обратились в посольство Украины в Ливии, а также к сотрудникам Международной морской организации. В итоге усилиями международных представителей удалось освободить всех членов экипажа и вернуть их домой.