МТС (Vodafone) Life (lifecell) Киевстар — зачем платить больше, когда можно договориться?

«Скрывaeтся в тeни» тeндeр, кoтoрый сoбирaются прoвeсти чeрeз нeскoлькo мeсяцeв трoйкa крупнeйшиx мoбильныx oпeрaтoрoв Украины. Тендер по внедрению мобильной связи 4го поколения – 4G.

Исправим это упущение.

Так как документов, регулируемых сам тендер и взаимоотношения участников мало, нам пришлось хорошо потрудиться что бы собрать это всё в одном месте.

Разговоры про внедрение 4G начались ещё в прошлом году, ещё до вступления в силу Указа Президента Украины от 21.07.2015 №445, «Про забезпечення умов для впровадження системи рухомого (мобільного) зв’язку четвертого покоління» и только после НКРСИ начала активно принимать участие в подготовке к предстоящему «большому событию», во всех его смыслах…

Они (?) разработали несколько постановлений которые нужно было утвердить, также разработали и несколько изменений к уже существующими постановам Кабинета Министров.

В общем процесс пошёл.

Первым делом нужно было внести изменения в постановление Кабинета Министров (КМ) №993, от 01 августа 2007 года. В это постановление вносится новое понятие «конверсия», которое сможет применяться для всего радиочастотного ресурса Украины.

Что это значит? На деле, каждый оператор имеет свои радиочастоты и лицензии на их использование, которые он брал в аренду у государства на определённый договором срок, дёшево дорого это не важно, но мы то понимает, что дёшево, особенно Киевстар … В рамках этой «аренды» государство и оператор пользуются Законом Украины (ЗУ) «Про радиочастотный ресурс Украины». В ЗУ в части 9 статьи 33 говорится – «пользователь радиочастотного ресурса Украины не может передавать права на пользование радиочастотным ресурсом Украины любой другой физической или юридической особе»… сложно обойти ЗУ, но не для Животковского и НКРСИ.

НКРСИ и его глава Александр Животковский называют это конверсией и косвенно предлагают узаконить перепродажу частот от одного оператора – другому, и платить за это первому некую неустойку, НКРСИ назвал это «затраты на конверсию» и обозначил их в 25% стоимости, которую получит «донор», т.е. компания которая согласится отказаться в пользу других от своих частот.

Т.е. простым языком, мобильный оператор в нашем случае Киевстар, когда-то выкупил по блату более 50% частот в диапазоне GSM1800, благодаря действиям НКРСИ сможет перепродать их, например, Vodafone, те, которые МТС, ну и Lifecell (которые кстати опосредованно входят и принадлежат тем же собственникам что и Киевстар). Таким образом только с такой схемы Киевстар может вернуть практически полностью свои затраты на покупку этих частот и даже выйти с большим плюсом.

На такую схему, компенсации, уже заявила компания Ахметова, которая хочет получить более чем в 500 млн гривен…

И подтвердил своё намерение Пётр Чернышёв (Киевстар) «Для нас это – не простое решение. Фактически мы являемся донором». Ну да конечно, донором, который продаст это за 25% их рыночной стоимости…

Т.е. за неэффективное использование радиочастотным ресурсом, компания донор просит денег, которые превышают изначальные затраты на покупку этих частот, странно…

Государство в такой схеме теряет ровно 25% которые господин Животковский и НКРСИ называют «конверсией». И это на фоне вечно недостающего гос. бюджета.

Дальше больше.

НКРСИ своим решением № 108 от 28.02.2017 про порядок проведения конкурсов или тендеров получения лицензий на пользование радиочастотным ресурсом Украины, вводит новое для Украины понятие – «Тендер с правом первого выкупа» (право первой руки), само понятие и термин не регулируется ни одни Законом Украины, такого просто не существует в законодательной базе Украины и не отображено ни в одном нормативно-правовом документе Украины, но НКРСИ и Животковский настаивает на этом… Почему? Всё просто, для того что бы участники тендера могли сами с собой договориться, заплатив наименьшую из всех возможных сумм в бюджет Украины. НАИМЕНЬШУЮ!!! Хочется спросить у Александра Животковского, уважаемый вы на кого работаете? Для народа Украины или для трёх Российских бизнесменов, собственников компаний мобильных операторов интересы которых вы так рьяно лоббируете?

По всей видимости если будут утверждены подобные «предложения» Животковского и НКРСИ, «правом первой руки» и правом получения 25% компенсации воспользуются все участники тендера, а Украина не досчитается миллиардов гривен в бюджет страны…

Помимо всего прочего применения подобных процедур говорит о том, что тендер будет проводится «за закрытыми дверьми», это когда тройка мобильных операторов будут договариваться сами с собой, получая при этом определённые преференции друг от друга. И таким образом мы возвращаемся во времена «закрытых тендеров для своих» и под ковёрные игры, которые в очередной раз обернутся для Украины огромными потерями в виде недополученных средств в бюджет страны. А как же, открытость и прозрачность проведения тендеров?

Для кого проводится тендер 4G? Для Украины или…

Неимоверный лоббизм НКРСИ к «заказчикам» тендера крупнейших мобильных операторов Украины, Vodafone (МТС), Lifecell (Life), Киевстар, должен быть обоснован и подкреплён весомыми документа от таких же весомых, в сфере телекоммуникаций компаний.

Для этого трио скинувшись, заказывает у известной в телеком среде, консалтинговой фирмы Analysys Mason, научно исследовательскую работу (НИР). Естественно, что она имеет гриф «Совершенно секретно», но это не мешает НКРСИ постоянно ссылаться и обосновывать свои решения именно этим отчётом. Нам удалось получить полностью этот документ, он очень большой и на его изучение уйдёт время, но с самыми интересным мы вас уже сейчас познакомим.
 

 

23 марта глава НКРСИ Александр Животковский и один из той самой тройки, представитель Киевстара, во всех средствах массовой информации озвучили цену за 1 МГц – 1 млн 059 тыс 260 грн. И естественно, что ссылаются господа на тот самый отчёт фирмы Analysys Mason, на якобы рекомендованную. Что ж посмотрим выдержку и таблицу с их рекомендациями.

Много цифр, но именно к этой таблице будут постоянно обращаться и НКРСИ и крупнейшая тройка мобильных операторов Украины.

Кстати, из неоднократных релизов компании Киевстар, мы слышим следующую информацию – «Сеть Киевстар обслуживает наибольшую в Украине клиентскую базу и наибольшие объёмы дата-трафика». А из Википедии мы видим, что по количеству абонентов Киевстар занимает лидирующие позиции с более чем 25 млн абонентов, далее МТС (Vodafone) – почти 21 млн абонентов и Lifecell (Life) – почти 10 млн абонентов (данные за 2016 год).

Но несмотря на это НКРСИ и Животковский применяет тариф из рекомендованных в отчёте как для МАЛЫХ МОБИЛЬНЫХ ОПЕРАТОРОВ (в таблице Меньші оператори) ?!?

Из открытых источников и по заявлениям самих компаний мы видим громадную прибыль этих самих компаний, так российский Vodafone (МТС), в этом году запланировал выплатить своим российским акционерам почти 1,5 млрд гривен, не отстаёт и российская компания Киевстар (Альфа-Групп Михаила Фридмана через телеком холдинг Veon), и только Lifecell (которая также входит в российский Альфа-Групп Михаила Фридмана через телеком Altimo) скрывает свои выплаты.

Исходя из этого не совсем понятны и логичны заявления главы НКРСИ Александра Животковского и утвержденное ими Рішення №132 от 14.03.2017 «Про внесення змін до постанови Кабінету Міністрів України від 22 лютого 2006 р. № 200 і від 01 серпня 2007 р. № 993» в котором как раз-таки и утверждается сумма как для малых мобильных операторов с внесением изменений и применением новых взаимоотношения в тендере таких как компенсация в 25% за предоставление своих (точно не государственных?) радиочастот на тендер.

Всё в том же отчёте Analysys Mason также рекомендует выход из возможной коррупционной ситуации, а именно – Аннулирование лицензии

 

Но по всей видимости чиновники упустили из виду эту страницу отчёта, и решили куда лучше внести изменения в законодательство, обеспечив тем самым очередные сверхприбыли российским компаниям и возможность договориться российским олигархам друг с другом, заплатив при этом минимально возможную сумму. Подготовив благоприятную почву для проведения тендера который носит все признаки коррупционных действий со стороны ряда чиновников и представителей бизнеса. А гос. бюджет Украины вследствие таких действий недосчитается десятков миллиардов гривен. А зачем? Ведь хорошо живём. Почему операторы (российские) работающие на территории Украины, решают свои проблемы и увеличивают и без того сверхприбыли за счёт украинцев? Почему в данной ситуации НКРСИ отстаивает интересы трёх операторов, а не заботится о наполнении государственного бюджета Украины?

Надеемся, что именно это послужило премьер-министру Владимиру Гройсману, сделать заявление: «У меня есть предостережение секретариата о том, что это постановление может нести коррупционные риски»

Коррупционные риски? Как-то очень мягко звучит и «выражение» не совсем подходит под эту ситуацию.

Продолжение следует.