Прeзидeнт Рoссии Влaдимир Путин пoдписaл зaкoн «O мeрax вoздeйствия нa нeдружeствeнныe дeйствия СШA и иныx инoстрaнныx гoсудaрств». Рoссийскиe СМИ, eстeствeннo, зaгoвoрили o вeличии стрaны и o том, что угроза «контрсанкций» «заставит Запад «трижды подумать». Действительно, если почитать текст нормативного акта, подумать представителям западных (и не только) государств придётся по крайней мере о том, когда начинать смеяться. Почему — попробуем разобраться вместе.
Контрсанкции: в ответ на что?
Санкции в отношении РФ начали вводить после аннексии Крыма. К 2017 году российская политика добилась появления сразу нескольких пакетов ограничительных мер, не все из которых связаны с событиями в Украине. В частности:
Стоит заметить, что «Крымский санкционный пакет» не слишком сильно бьёт по российской экономике, ведь задачи экономического развития полуострова перед Москвой не стоит. В формате милитаризации аннексированной территории вопросам качества жизни, открытости местной экономики места нет. Кроме того, введённые в ответ ограничения на импорт продуктов питания российские власти использовали в политических целях. Здравомыслящему человеку понять логику действий сложно, но население восприняло ситуацию с энтузиазмом: «Вы не хотите нам продавать товары — мы будем хуже кушать!» В этом, естественно, виновен «заговор Запада».
Но, если говорить серьёзно, то к первым двум пакетам санкций экономика РФ адаптировалась достаточно быстро. Естественно, ограничения технологического сотрудничества ограничивают возможности развития в перспективе 10-15 лет, но пока цены на нефть высоки, России в ближайшие годы ничего не угрожает. Согласно расчётам Украинского Института Будущего, изложенным в докладе «пределы прочности России», даже при котировках нефти на уровне 25 долларов за баррель, РФ может поддерживать существующей уровень эскалации на Донбассе и в Сирии не менее 5-6 лет. Увы, но нефть сегодня стоит в разы дороже.
Новые санкционные пакеты, особенно американские инициативы значительно более чувствительны, поскольку бьют, с одной стороны по стратегически важным для Кремля отраслям, с другой персонально по российским олигархам. Отсутствие реакции на новые ограничения могло привести и к политическим потерям — для населения РФ, в отличие от жителей других стран, функция государства заключается не в улучшении качества жизни, а в «генерации гордости». Проще говоря, среднестатистический россиянин готов жить в достаточно плохих условиях до тех пор, пока власти показывают «силу». Отсюда тезисы «боятся — значит уважают», «можем повторить» и им подобные. Ответ появился в виде законопроекта «О мерах воздействия на недружественные действия США и иных иностранных государств», поданного в Госдуму РФ 13 апреля 2018 года.
Вначале сказали, потом испугались
Российские депутаты, комментируя поданный законопроект, подчёркивали, что он может сильно ударить по экономикам «недружественных стран», анонсировали секторальный подход к российским санкциям. Население верило и гордилось. Но, если подойти к вопросу трезво, становилось немного смешно: государство, экономика которого составляет 1,8% мирового ВВП (3,1% по паритету покупательной способности) против 24,32% мирового ВВП. А, если прибавить к США «другие недружественные страны», в частности ЕС, становилось ещё более комично.
Очевидно, что РФ не может ввести ограничения, сравнимые по масштабам даже с последними американскими санкциями. Но устроить временные проблемы в отдельно взятых отраслях или направлениях ей по силам — США, да и многие европейские государства не прочь покупать российское сырьё либо продукцию, производство которой слишком опасно для размещения на своей территории.
Но отказаться продавать нефть и газ РФ не может — это основа экономики, поэтому российские депутаты решили обратить внимание на другие направления, где, по их мнению, Россия является мировым лидером. В первоначальном варианте законопроекта перечислены целых 16 направлений, по которым Российская Федерация намеревалась ограничить сотрудничество с развитым миром. В одобренном 30 мая Советом Федерации и подписанным Путиным 4 июня законе осталось 6, да и в этих пунктах конкретика исчезла. Эволюцию российских угроз всему миру стоит рассмотреть подробнее.Это, как минимум, забавно. Для этого пройдёмся по пунктам «ответных мер», принимаемых РФ в отношении «США, других недружественных государств и компаний, в капитале которых есть доля не менее 25% лиц и организаций, находящихся под юрисдикцией Соединённых штатов и (или) иных недружественных государств»:
Таким образом, большинство потенциальных санкций сто стороны России по отношению к США и другим «недружественным странам» не дожили даже до второго чтения законопроекта. Ради справедливости отмечу — в принятом и подписанном законе появился новый пункт, которого не было в первой версии — о прекращении и приостановлении международного сотрудничества органов власти и юридических лиц с «недружественными государствами». Ну так это логично — с ними и так сотрудничество прекращают в результате введения в действие новых американских и европейских санкций. Теперь же можно заявить, что «это не нас выгнали — мы сами ушли, в полном соответствии с российским законодательством». Гениально!
В сухом остатке
России действительно не чем ответить на ужесточение санкций со стороны развитых стран. Те области, где она ещё имеет вес являются основой государственных доходов и прибылей окружения Путина. Вводить там ограничения — рубить сук на котором сидишь.
Поэтому для граждан собственной страны будет разыгрываться сказка о «мощном ответе России». На внешних рынках Кремль будет работать над ослаблением санкций, по крайней мере наиболее чувствительных для РФ.
Для этого России нет необходимости полностью выполнять условия, поставленные странами Запада — достаточно прийти к определённому компромиссу по урегулированию (заморозке) кризисов в различных частях мира. Либо, такой вопрос возможен при появлении новой точки напряжённости, где урегулирование без участия Кремля будет затруднительно. Кстати, Сирия в своё время рассматривалась как альтернатива в деле «санкций за Донбасс». Вмешательство РФ действительно отодвинуло войну в Украине из числа наиболее острых проблем, но в корне ситуацию не изменило. В случае с КНДР РФ не смогла даже претендовать на роль посредника. Тем не менее, Россия сохраняет надежды на поэтапное ослабление санкционного давления, демонстрируя «прогресс» по актуальным для ЕС и США темам.
Я не зря употребил излюбленное слово европейских дипломатов «прогресс» — оно не подразумевает решения проблемы. Прогресс, это, говоря простым языком «было хуже — стало лучше». Например, стреляли, сейчас нет. Не были согласны на выборы с Сирии, но потом согласились. Не шли на компромиссы по миротворцам, решили договориться. И даже по давно забытым конфликтам — пару дней назад в Риме после перерыва возобновились переговоры по Приднестровью под эгидой ОБСЕ. Участники (в том числе украинские) отметили «Прогресс», в том числе и в позиции Российской Федерации.
Россия рассчитывает, что, демонстрируя «прогресс», она сможет поставить вопрос о приостановке наиболее болезненных для себя санкций. В конце концов за последние 4 года такая комбинация удалась Беларуси и Судану. И то и другое государство не выполнили ни одного из требований ЕС, США, но продемонстрировали «прогресс» и отпустили часть политзаключённых. Требования не выполнены, но необходимость отмены санкций есть. В таком случае и в ЕС, и в США есть термин «приостановка». Что и происходит.
В случае с РФ это может быть в виде «прогресса» по ряду кризисов и, например, обмену (или освобождению) части украинцев из своих тюрем. При нормальной работе кремлёвских лоббистов этого может быть достаточно.
______________________
Текст понравился? Отблагодарить автора просто — монетизировать благодарность переводом на карту ПриватБанка № 5168 7422 0332 9507
Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram, страницу «Хвилі» в Facebook