Алексей Учитель: Не я придумал роман Николая II с Матильдой Кшесинской

Рeжиссeр рaсскaзaл «КП» o свoeм скaндaльнoм фильмe прo импeрaтoрa и балерину.

Съемки фильма «Матильда» Алексея Учителя завершены, картина монтируется и должна выйти в прокат через полгода. История любви будущего императора Николая II и польской балерины Матильды Кшесинской вызвала шквал протестов в России.  

О происходящем мы решили поговорить с самим Алексеем Учителем.

Алексей Учитель. Фото: Евгения ГУСЕВА

- Ваш фильм впервые вызывает такую острую реакцию?

— Такую — да. Притом что фильм целиком не видел даже я сам. Я всегда готов к спорам, но только после того, как люди посмотрят картину и им будет что обсуждать. Пока же, конечно, это вызывает лишь удивление. Многие мои коллеги говорят: «Вы молодцы, хорошо продумали пиар-кампанию», но это не так. Меня больше всего удивляет, почему этот шум не начался раньше. Во время съемок я рассказывал о «Матильде» на всех телеканалах. И вот когда фильм снят и все идет к финишу, начинается какая-то странная реакция. У меня много вопросов: например, к количеству писем против «Матильды». Общественный совет получил их ровно 20 000. Меня просто не хватает на все, в том числе чтобы загружать прокуратуру проверкой этих писем. Но я уверен, что 90 процентов окажутся фальшивками…

- Вам не хотелось позвонить Наталье Поклонской, поговорить с ней?

— А почему я должен оправдываться? Я не считаю, что я что-то сделал неправильно. Если она так считает, ну что ж… Моя мечта, чтобы на премьере она сидела рядом с Ларсом Эйдингером, которого она назвала порноактером. Хотя, конечно, никакой он не порноактер. Он прекрасный театральный и киноактер мирового уровня. Существует отрывок, в котором он на экране голый, но это фрагмент фильма Питера Гринуэя «Гольциус и Пеликанья компания». Да и голое тело как таковое в кино у нас не под запретом… Но и то, что он немец, тоже почему-то оказалось плохо!

- Вам понятно, откуда пошла инициатива травить ваш фильм?

— Об этом и надо задуматься. Дело не в фигуре Николая II и не в Матильде Кшесинской. Речь о степени агрессии в людях, умноженной на спекуляции на православии и христианстве… Малообразованные люди начинают брать палки в руки и рвутся вперед — только бы запретить! Мы же видели, как такие же люди с криками врывались на разные выставки, которые их не устраивали… Но не надо говорить про то, чего в фильме нет и не будет. Ты можешь сомневаться, насколько образ Николая II в фильме будет соответствовать реальному императору, это нормально. Но посмотри — и тогда уже говори! Заявления же идут из разряда «я и смотреть не буду».  

Говорить о том, что это я сам придумал историю о романе наследника престола Николая и Кшесинской, глупо и наивно. Есть воспоминания самой балерины, изданные во всех странах мира. Хорошо, предположим, она все наврала. Но есть дневники и письма Николая — вряд ли это подделка! Вопрос, можно ли рассказывать об этом с экрана, для меня даже не стоит. Это не пошлость, не скабрезная история мелкой интрижки, а история большого чувства, рассказ о человеке, который был молод и мог влюбиться. И даже был на пороге того, чтобы отказаться от престола ради этой любви. Выбирал между чувством и долгом — собственно, картина об этом, о том, как будущий император пытается понять, что с ним происходит, и выбрать правильный путь…  

- Вы скрупулезно относитесь к материалу. Как-то, говорят, вы сделали 53 дубля одной сцены. А какая сцена в «Матильде» заняла больше всего времени?

— 53 дубля было в фильме «Космос как предчувствие». В «Матильде» такого не было. Самой сложной, наверное, была сцена коронации Николая II. Мы ее делали масштабно, с костюмами, с массовкой в 500 человек. Люди не выдерживали, падали в обморок — их гримировали с восьми утра до двух часов дня. Я не считал, какое количество дублей мы сняли.

- Кшесинская в первую очередь была балериной. Вас консультировали специалисты по балету?

— Да, с нами работал Алексей Мирошниченко, главный балетмейстер замечательного Пермского театра оперы и балета. Кстати, снималась вся труппа этого театра — они приезжали на съемки. У актрис, сыгравших Матильду Кшесинскую и ее соперницу итальянскую балерину Леньяни, были дублерши из этого театра… В картине будут две балетные сцены. Первая — из коронационного балета, а вторая — из «Жизели», поставленной в Перми. Но это сюжетные балетные сцены. У нас и элементы триллера будут: целая линия, которую ведет Данила Козловский, его герой — влюбленный в Кшесинскую офицер, у которого была невеста, повесившаяся из-за того, что он ее бросил… Очень драматическая история, и очень необычная для Данилы роль.

Кшесинская прожила долгую жизнь и скончалась в Париже в 99   лет. Фото: globallookpress.com