Золушке Янине Жеймо сделали туфельку 31-го размера

У сaмoй свeтлoй скaзки сoвeтскoгo кинo — юбилeй.

Рaбoтa нaд «Зoлушкoй» нaчaлaсь нa «Лeнфильмe» в 1945 году, ее запустили в производство через несколько дней после Победы. А весной 1947-го, 70 лет назад, состоялась ее премьера — и картина пользовалась оглушительным успехом, обогнав в прокате даже «Весну» Григория Александрова.

Ключ к успеху — сценарий Евгения Шварца, великого сказочника, автора «Обыкновенного чуда» и «Дракона». Кто забудет придуманные им чудесные фразы: «Не мешай нам веселиться, изверг»; «Я еще не волшебник, я только учусь»; «Когда-нибудь спросят: «А что вы, собственно, можете предъявить?» — и никакие связи не помогут сделать ножку маленькой, душу большой, и сердце — справедливым»?

Фею сыграла Анка-пулеметчица

Поставила «Золушку» Надежда Кошеверова — близкая подруга Шварца. К фильму она приступала, когда ей было уже хорошо за 40, но, по сути, это была первая заметная и значительная ее киноработа. Кошеверова часто работала в соавторстве с другими режиссерами, и «Золушку» поставила вместе с Михаилом Шапиро. Но главной в дуэте была она, и после добилась гораздо большего успеха в кино, единолично сняв «Старую, старую сказку», «Тень», «Царевича Прошу», «Как Иван-дурачок за чудом ходил» и еще много картин.

Характер, по воспоминаниям друзей, у нее был суровый, Шварц просто называл ее «славным парнем». И тем не менее именно этот «парень» предложил на главную роль хрупкую Янину Жеймо. Эта кандидатура вызвала у многих интуитивное отторжение: Жеймо была много старше героини и невысокого роста (кто-то даже назвал ее «карлицей»). Параллельно пробовали других актрис, основной конкуренткой стала 21-летняя балерина Мария Мазун. Вот она-то по всем внешним параметрам идеально вписывалась в образ, но увы — актерского дара и какого-то внутреннего света ей не хватало. Кандидатуру Жеймо начал яростно отстаивать Евгений Шварц; кроме того, на худсовете ее начали защищать режиссеры Михаил Ромм и Сергей Герасимов. Ромм говорил: «Жеймо — первоклассная мастерица, а вторая актриса — это девочка, которая может быть очень милой инженю, но образа не дает».  

Других актеров — Фаину Раневскую, Эраста Гарина, Василия Меркурьева — утвердили сравнительно быстро. Как и Варвару Мясникову на роль феи (мало кто из зрителей сразу опознает в этой самой фее Анку-пулеметчицу из «Чапаева»).

У актрисы при росте 146 см и ножка была, как у настоящей Золушки. Фото: Кадр из фильма

Платья из занавесок

Часть съемок проходила в Латвии, но в основном «Золушку» снимали в павильонах, где было очень холодно: говорят, в перерывах между дублями актерам приходилось надевать пальто и чуть ли не валенки. А еще говорят, что роскошные платья для сцены бала шили практически из занавесок (впрочем, были и другие платья, конфискованные в 1945-м в одном из берлинских театров). По воспоминаниям очевидцев, атмосфера царила чудесная — даже железная Кошеверова постоянно улыбалась.

Игорь Клименков, сыгравший мальчика-пажа, вспоминал: «Янина Болеславовна вела себя как обычная девчонка: в перерыве между съемками мы залезали с ней в карету-тыкву и болтали. Я лузгал семечки, Золушка курила «Беломор» (Жеймо вообще очень много курила. — Ред.)».

Никаких серьезных скандалов на съемках не было, как не было потом и серьезных цензурных возражений: разве что король в исполнении Эраста Гарина показался слишком добрым и милым. Но переснимать сцены с ним не стали. И «Золушка» благополучно вышла на экран. Колоссальная слава обрушилась не только на Жеймо (которая не могла спокойно пройти по улице), но и на Алексея Консовского, сыгравшего принца: на какое-то время он стал идолом тысяч девушек. (Кстати, Консовский, сыгравший несколько десятков ролей в кино, в итоге лучше запомнился своим голосом: он озвучивал десятки мультипликационных персонажей и дублировал иностранные фильмы.)

Судьба «крохотной» женщины

Янине Жеймо во время съемок «Золушки» было 37 лет. Но актрисе с ростом в 146 сантиметров, полудетской внешностью и идеальным для Золушки 31-м размером обуви (!) легко было выдавать себя за шестнадцатилетнюю. В 1934 и 1936-м она снималась в других фильмах по сценариям Евгения Шварца — «Разбудите Леночку!» и «Леночка и виноград», и там играла совсем маленькую школьницу, а было ей соответственно 25 и 27 лет. Она не была уверена, что у нее пройдет этот фокус, надела детскую одежду и пошла на рынок, чтобы посмотреть, как на нее будут реагировать, — и никто из продавцов не заподозрил в малютке взрослую женщину, воспитывавшую дочь. Более того, во время съемок «Леночек» даже ее партнеры-дети были уверены, что общаются со сверстницей. Она преспокойно сыграла девочку Таньку и в 1942-м, в новелле из «Боевого киносборника» — а в тот момент ей было уже 33 года! Вспоминают, однако, что она не приходила на съемки «Золушки» раньше 11 часов утра: старалась как можно дольше спать, а по утрам, видимо, много времени тратила на уход за лицом.

На судьбу маленькой женщины выпало много драм. Она рано потеряла отца, циркового артиста, который выступал на арене с женой и четырьмя дочками. Несколько месяцев провела в блокадном Ленинграде, испытала страшный голод (и, по воспоминаниям дочери, держалась только на папиросах); ее эвакуировали в Казахстан — и в дороге она пересела в военный эшелон, который по идее должен был идти гораздо быстрее. Это спасло ей жизнь, потому что гражданский поезд, где ехали остальные эвакуированные, вскоре разбомбили, и все пассажиры погибли. Но известие о ее мнимой смерти дошло до мужа, известного режиссера Иосифа Хейфица, и он нашел утешение с другой женщиной. Узнав об измене Хейфица, Жеймо его бросила, а потом слегла с нервным срывом и депрессией (говорили, что она иногда просто теряла способность читать и различать лица).

По слухам, Сталину Жеймо не нравилась. И после «Золушки» она сыграла только одну кинороль — в 1954 году в детском фильме «Два друга». Работала в Театре киноактера, дублировала европейские фильмы, озвучила Герду в мультфильме «Снежная королева». А в 1958-м уехала с третьим мужем режиссером Леонидом Жанно в Польшу (оба были поляками), чтобы полностью посвятить себя семье.  

Впрочем, Янина Жеймо возвращалась в СССР. Последний раз — в 1987-м, в гробу: она завещала, чтобы ее похоронили в Союзе.

Фею-крестную сыграла Варвара Мясникова, она же Анка-пулеметчица из фильма «Чапаев». Фото: Кадр из фильма

НОВЫЙ ПОВОРОТ

Миллион долларов за голубые глаза  

В 2009 году вышла цветная версия «Золушки». И она не вызвала протестов у тех, кто негодовал по поводу колоризации «Семнадцати мгновений весны» или «В бой идут одни «старики»: «Золушка» все-таки сказка, и авторы изначально хотели снимать ее в цвете. Даже декорации и костюмы создавались в расчете на цвет, но увы, только что закончилась война, и цветная пленка была в большом дефиците. Авторы новой колоризированной версии потратили на реставрацию и раскрашивание «Золушки» около миллиона долларов и массу времени: очень трудно было понять, какого цвета были декорации и платья. А еще — глаза Янины Жеймо. Родственники рассказали, что цвета они были фиалкового, хотя иногда в зависимости от освещения становились чуть более карими. В результате в цветной версии их сделали голубыми, что актрисе тоже было очень к лицу.  

КСТАТИ

Первую сандалию потеряли еще во времена фараонов  

Сюжет «Золушки» придуман вовсе не Шарлем Перро, он лишь самый известный его обработчик. Первая версия найдена на египетских папирусах: там бог Гор в обличье сокола крадет у рабыни и приносит фараону прелестную маленькую сандалию. Фараон решает найти ее обладательницу, находит и женится на ней. Эта же история пересказана Страбоном и Геродотом. Аналогичные древние сказки есть в Китае, Вьетнаме и других азиатских странах; «Золушка» за тысячи лет обрела сотни разных вариантов.