Зачем Польша начала «исторические войны» с соседями

Пaрлaмeнт Пoльши (Сeйм и Сeнaт) принял прaвки в зaкoнoпрoeкт рeгулирующий дeятeльнoсть Институтa Нaрoднoй Пaмяти (дaлee ИПН), кoтoрыe предусматривают штраф или тюремное содержание (до 3-х лет) за приписывание преступлений, совершенных Третьим Рейхом к польскому народу, употребления термина «польские концентрационные лагеря», а также за отрицание преступлений, совершенных «украинскими националистами». Теперь закон оказался на столе у президента РП Анджея Дуды.

Законопроект о ИПН еще на уровне голосований в Сейме привлек к себе нежелательную славу со стороны властей Израиля, которые незамедлительно вызвали к себе польского посла выразив «сопротивление в отношении используемой терминологии, а также сроков принятия данного законопроекта». Закон был принят перед Международным Днем Памяти жертв Холокоста.

После того, как элита Израиля (политики, ученые истории и права, деятели общественных организаций) устроили международный разнос закону «Права и Справедливости» и Польше, в который раз, обратили внимание более серьезные игроки. Например, в США уже успели предостеречь власти РП перед возможными ограничениями «свободы слова и академического дискурса». Такое заявление сделала советница Государственного департамента Гедер Науерт.

Парламент Израиля, в свою очередь, предложил принять закон утверждающий, что польские правки в работу Института Народной Памяти, запрещающие говорить о польской причастности к преступлениям Третьего Рейха являются отрицанием Холокоста. Данную инициативу поддержало 61 из 120 депутатов Кнессета.

Украинские парламентарии не удержались и также выразили свою неудовлетворенность в связи с приписыванием преступлений УПА к целой «нации». Посчитав этот термин ошибочным и создающим негативный оттенок в отношении всего украинского народа.

В данном тексте я хотел бы объяснить, что стало причиной столь токсичного решения польского парламента, а именно правящего большинства «Права и Справедливости» (PiS). Изначально для всего польского общества инициатива преподносилась, как попытка побороть использование термина «польские концентрационные лагеря». Дальнейших планов власть Польши гражданам не раскрывала.

«Польские концентрационные лагеря» — это ошибочное утверждение, часто использующееся в западных СМИ, как попытка описания географического местоположения этих лагерей. Очевидно, утверждение построено таким образом, что его можно неправильно интерпретировать. В итоге получается искаженная картина действительности, в которой лагеря контролировались поляками.

Данное утверждение находит применение, как в США (например, в мае 2012 г. Барак Обама – экс-президент США, употребил в своей речи утверждение «polish death camp». Естественно, после протеста высунутого польской общественностью, Обама принес свои извинения за столь «грубую ошибку».), так и Германии (в течении 2009 г. немецкие СМИ употребили термин «польские концентрационные лагеря» 20 раз). Подобные случаи польский МИД отмечал также в Испании, Италии, Австрии, Канаде и Франции.

Поскольку международная политика являются частью создаваемой социальной реальности внутри страны, следует осознавать всю важность используемых в ней терминов, конструктов и т.п. В данном случае, приход к власти «помешанной» на истории партии «PiS» и ее желание изменить ситуацию кажутся вполне адекватными и логичными. Но что же с подвигло «Право и Справедливость» к принятию столь критичных и неоднозначных законов, которым даже украинские парламентарии могут позавидовать?

Польша – Германия – Украина. Отношения с Германией, насколько известно начали портиться в тот же момент, что и польско-украинские. Ярослав Качиньский лидер партии «PiS» решил потребовать от Германии репарации за Вторую Мировую, поскольку утверждал, что Польша пострадавшая больше всех не получила компенсацию за понесенные ею потери. Публичного ответа от Германии не последовало. Но как только Ангела Меркель заговорила о том, что она всячески поддерживает любое решение Европейской комиссии в отношении РП, то власти Польши медленно «съехали» с этой темы. В конечном итоге, польская власть мало того, что вышла «сухой из воды», так еще и повысила свои рейтинги за счет построения агрессивного дискурса с Украиной.

По всей видимости, руководство «Права и Справедливости» осознало, что их рейтинги растут с необычайной скоростью (за последний месяц отметка поддержки даже пересекала 40%), в том случае, как только разговор заходит о сакрализации польской истории и жертв. Поскольку уже этой осенью в Польше пройдут выборы в местные советы, а в следующем году в парламент, то «PiS» всячески старается удерживать свои позиции принимая решения, которые несут выгоду в краткосрочной перспективе. Но как мы видим они могут быть крайне болезненны и в долгосрочной перспективе притормозить общий прогресс РП.

Отношения Польша – ЕС уже около полугода находятся в подвешенном состоянии. «Право и Справедливость» провела неоднозначную судебную реформу. Европейская комиссия (ЕК) посчитала ее нарушающей принципы демократии и решило запустить процесс наложения санкций в отношении РП в соответствии с 7 статьей договора о Европейском Союзе

Стоит заметить, что 29 января комиссия Европейского Парламента поддержала резолюцию ЕК.

В отношении правок в законопроект о ИПН высказался только председатель Европейского Совета Дональд Туск, который осудил власти РП за принятие подобного решения и заявил, что таким образом создатели закона только дискредитируют честь Польши и сами стали частью пропаганды «ложной истории». Поскольку Польша находится в достаточно неоднозначной ситуации из-за проведенной неоднозначной судебной реформы, все эксперты ожидали, что «PiS» притормозит с токсичностью, но желание моментальной выгоды оказалось сильнее.

Это же и хорошо, поскольку Израиль под плотным протекционизмом США быстро приведет польскую власть в чувства. Неизвестно, как точно это отразится на их поддержке внутри страны, но внешняя политика станет для них подобием минного поля. Думаю, что Яцек Чапутович недавно назначенный Министр иностранных дел РП не очень доволен, что его структуре придется исполнять роль «громоотвода» и отдуваться за решения парламента.

Место нашлось и для Украины. Часть законопроекта закладывает в себя наказание за отрицания преступлений «украинских националистов» и вводит запрет пропаганды «бандеровской идеологии». Директор украинского Института Народной Памяти Владимир Вятрович заявил, что данный законопроект направлен против «украинцев, живущих в Польше». Также Вятрович попросил не реагировать украинский парламент на данную провокацию. Но желание быстро «насытиться», что у польских политиков, что у украинских сильнее всякой воли, потому украинский парламент также осудил решение властей Польши. Еще один кадр Святослав Шеремета, секретарь межведомственной комиссии по делам памяти, жертв войны и политических репрессий предложил Верховному Совету принять законопроект об «оккупации территорий Украины Польшей в 1918 – 1939 г., признающей преступления польских шовинистов».

Я не представляю, что надо употреблять, чтобы в голове вообще появилось подобное предложение. Но Шеремета дело своё сделал, эта новость уже поползла по польским СМИ. Также остается непонятным эта манера среди депутатов и всяких общественных деятелей осуждать польскую власть за «неосторожные» действия, а самим не замечать окружающей нас украинской реальности, которая может быть токсичнее в разы больше. В данном случае, «PiS» не бил никакого «рекорда», он просто повторил все за восточным соседом.

Вспомните хотя бы закон об образовании. А как же признание Эстонии и еще ряда стран нежелательными для инвестирования? Придется вспомнить, также о том, как власть, поджав хвост прощения просила.

Самое интересное, что рано или поздно «Право и Справедливость» решат свои вопросы с Израилем и остальными странами (им же еще год надо стабильно досидеть), а украинские кадры токсично комментировавшие эту ситуацию расползутся по углам, оставив весь груз на плечах у правительства, которое итак явно не справляется с международной политикой.

В этом случае, самым адекватным решением для нашего МИД является перевод закона профессионалами, анализ юристами, выведение нежелательной терминологии и требование её замены на удовлетворительную. А симметричные законопроекты, инициативы и т.д. – это инструменты заигрывания у более релевантных игроков.

Подводя итог. Сам по себе законопроект «PiS» уже был проанализирован множеством польских правовиков и все свидетельствует о том, что такому неоднозначному закону (с точки зрения интерпретации) может позавидовать даже украинская законодательная практика. Осудить иностранца по этому законопроекту получится только в том случае, если он, а) совершая преступления находился на территории Польши, б) находился на территории государства, где был принят подобный законопроект (что является невообразимым).

Принятие законопроекта — это огромный провал «Права и Справедливости», что одновременно является позитивным событием. Реакция международной общественности словно удар, после которого польская власть находится в сознании и была немного приведена в чувства, но если подобные игры продолжатся, то «PiS» явно будет отправлена в международный «нокаут».

Анджей Дуда за которым остается последнее слово в принятии закона, возможно наложит на него вето или отправит на повторное рассмотрение в парламент с предложенными в него правками. Ведь в противном случае, подписание закона будет просто разгромным элементом репутации Польши на международной арене.

Подписывайтесь на канал «Хвилі» в   Telegram, страницу «Хвилі» в   Facebook.