Секреты от издателей, как увлечь чтением одержимого гаджетами ребенка

Xвaтaeт ли в Укрaинe aвтoрoв дeтскoй литeрaтуры? Кaкиe книги oбязaтeльны к прoчтeнию в дoшкoльнoм и шкoльнoм вoзрaстe?

Издaтeль «Aртбукс»   Aннa Пoxлeбaeвa, a тaкжe глaвный рeдaктoр издaтeльствa Aртбукс Мария Курочкина побывали в гостях в «КП» в Украине», чтобы по-взрослому поговорить с нашими читателями о детской литературе.

- Интересно узнать   тенденции   в   детской литературе: какие   новинки, интересные и   необычные   книги   увидят   наши дети   в   ближайшем   будущем?

— Анна   Похлебаева: Совсем недавно я вернулась с детской книжной выставки в Болонье (самая большая ежегодная книжная выставка в мире), и знаете — то, что было популярно в 70-90-х в Европе и во всем мире, до Украины только доходит, и для нас это современные тенденции. Так что мы счастливы тому, что у наших детей появились книжки, например, Беатрис Поттер, Джулии Дональдсон. Если говорить о мировых тенденциях, о которых мы мечтаем — во всем мире уже давно популярны поп-арт книги, подарочный формат.

- Мария Курочкина: 3-Д   книги, которые   вы открываете   и   перед   вами   вырастает целая   конструкция   с   бумаги и   картона, и   книга   оживает у   вас   на   глазах.

— А.П: Мы должны понимать — дети у нас уже продвинутые. Мы не можем им дать абсолютно простую историю, их нужно удивлять! Сейчас готовимся издать книгу, где ребенок может посмотреть, что внутри человека. Книжка-человек: наводится лупа и видно, что съел на завтрак этот человек.  

— М.К: Еще   из   новых тенденций — книжки-театры, с   помощью которых   вы   можете   показать целый   театр   теней. Книга, в   которой каждая   страница   –   это   ажурная картинка, вырезка. Это   то, что   пока реализовать   у   нас   очень   сложно, потому   что   это   вопрос   не к   издателям, а   к   типографии, где не   могут   гарантировать качественную печать.  

- А что такое «книги-виммельбухи»?

— М.К: С   них   и началась   история   нашего   издательства — с   книги-виммельбуха   «Зоопарк». Это жанр, который очень популярный еще с 70-х годов. Книжка, в которой нет текста или очень мало, она вся состоит с картинок. В переводе с немецкого виммельбух — «мельтещащая книга». На самом деле педагоги и психологи говорят о том, что это чуть ли не главная книга для ребенка в возрасте от 0-6 лет. Она способствует тому, что у ребенка развивается внимание, а еще эта книга помогает развитию фантазии.  

— А.П: Для   нас было   рисковано назвать виммельбух «виммельбухом» (смеется). Представляете папу, который приходит и говорит: Дайте каких-то «вемелюхов». Но мы целенаправленно решили, что мы будем называть своими именами — понимаем, что это год было в тенденции, а сейчас это реальность. Эффективность этих книг доказана логопедами, психологами, педагогами. Это единственные книги, с которыми рекомендуют работать даже с детьми-аутистами. Дети на них концентрируются, для мамы достижение что ребенок на этой мельтешащей страничке может сконцентрироваться 20 секунд. Нам приезжают мамы с различных уголков Украины и со слезами на глазах говорят, что это помогает.

-    Авторов детской литературы в Украине стало больше за последние годы?

А.П: Мне кажется, что каждый сейчас считает автором детской литературы

М.К: нам присылают очень разные тексты, иллюстрации. Люди часто думают, что сделать хорошую детскую книжку легко и просто. Для этого достаточно написать какой-то текст, нарисовать рисунок и говорить, что у меня есть классная книжка. Не совсем все так происходит.  

- Не   секрет, что   дети   сейчас   куда   охотнее сидят   в   соцсетях   и   рубятся в   онлайн-игры, чем   читают. Как увлечь   юное   создание   литературой — и   не   на   раз, а   сделать   чтение привычкой?

М.К: Очень забавно, когда сейчас люди пытаются каким-то образом привить 10-летнему ребенку любовь к книге. Поздно пить нарзан. Надо было начинать с рождения. Часто меня спрашивают «как? Ведь ребенок маленький, ничего не понимает?» Во-первых, он будет слушать голос мамы/папы/бабушки, он будет чувствовать тепло, которое исходит от этих людей. Он будет смотреть на картинки. Потом будет учится держать книгу в руках, привыкать к тому, что этот предмет есть в его жизни и   учиться получать удовольствие от общения с книгой.

Поэтому первое – родители должны быть примером. Второе – в доме. В котором нет книг, вряд ли возникнет желание читать. Еще важный момент – если получилось, что вы не приучали ребенка к чтению, а сейчас задумались – нельзя ребенка заставлять. Вы должны создать те условия, в которых ему захочется почитать. Есть миллион маленьких хитростей – начиная даже с отключения интернета дома. Но при этом не говорите ребенку, что вы отключили интернет, это вызовет обратную реакцию.    А если вы сделаете так «ой, интернет закончился. Ну я пойду почитаю книжку, пойдем со мной читать?» Или почитайте книжку для ребенка. Познер говорил, ему папа читал вслух в возрасте 16 лет. И если ребенок выбирает не ту книжку, которую вы хотите, комиксы например – не надо его останавливать и говорить «там же одни картинки». Нет – комиксы, это тоже книжка. И это замечательно, если ему понравится читать комиксы, вполне возможно, что после них он перейдет на более серьезную литературу. Если ребенку 5-7 лет, он не хочет, чтобы вы ему читать книгу – купите ему журнал. Есть возможность запись ребенка в библиотеку. Отведите его в библиотеку на творческое задание, мастер-класс, спектакль.

- Чем отличается   читательский   характер подростков   поколения 00-ых? Что   хотят читать   современные   дети?

А.П. им хочется, чтобы книжка ответила на какие-то их вопросы, о чем они стесняются спросить у родителей.

М.К. – часто меня спрашивают – что у меня ребенок школьник и он до сих пор не читал «Три мушкетера» Не проблема. Может он вместо мушкетеров читает что-то современное, близкое ему и понятное – Даниэль Пеннак, Ульф Старк. Есть множество современных прекрасных авторов, которые будут ближе и понятней, что что-то классическое. Может быть, дорастет. Но не нужно действовать насильственно.

- Кого-то из современных авторов можете порекомендовать? Сейчас девочки читают 50 оттенков серого и Сумерки, например..

— М.К. –   если   говорить   о   возрасте   младшей/средней   школы (мне   близка   эта   тема, дочери 10 лет). Она с радостью читала Руне Белсвика Это прекрасные книги про Простодурсена. Ульф Старк, мы читали Муни Нильсон (серия книг про мальчика с удивительным именем Сацики). Кейт Дикамилло – великолепные книги.

— А.П. –   что   касается подросткового   возраста   –   это самый   сложный. У   нас   есть   девочка-эксперт, которая   приходит к нам периодически на работу, и мы у нее спрашиваем, какие книги интересны ее поколению, ее возрасту. Вы знаете, что в этот период все мечтают стать великими блогерами. Из книжной выставки в Болонье, Франкфурта мы привезли идеи по поводу того, что подростковая литература самая сложная. Потому что ребенок уже вообще вырос, ему книга в основном, как протест (он не будет читать книжку) и времени много нет, потому что много времени на компании, на друзей хочется уделять. И есть хитрые идеи. Для мальчиков – все вне возраста хотят стать супергероями. И много подростковых книг есть по поводу супергероев – Супербрат, Суперучитель, Суперпапа.  

- Как вы   даете   знать   о   себе   читателям, как   рекламируете   себя? Что, на ваш   взгляд, определяет   добротную детскую   книгу?

— А.П.: Когда   только я   понимала, что   мы   создаем издательство, у   нас   была   основная задача   –   мы участвуем везде. Несмотря на то, что у нас мало книг издано, что мы маленькие, никто нас не знает – мы участвуем на всех фестивалях. Мы были на всех мероприятиях в арсенале, на книжной выставке в Одессе. Хотя нам говорили – вы еще маленькие, вы не доросли до издательства. Ездили на книжный форму во Львов. Мы всем составом участвуем на всех ярмарках. И я считаю, что это основной наш козырь среди других издательств – мы знаем свою аудиторию в лицо, по именам. У Маши выходного в воскресенье нет уже год. Маша читает сказки нашим читателям, с которыми мы знакомимся. Мы смотрим, каких книг не хватает, какие вопросы задают нам. Таким образом мы себя рекламируем. Мы не занимались раскруткой себя в соцсетях.

— М.К.: Мы   нигде и   никак   не   платили   за   рекламу, не   накручивали   аккаунты. Курочкина   мы   приглашаем   детей   посмотреть на   книги, которые   Аня   привозит с   международных   выставок. Мы садимся   и   показываем   им   то, что   могло   бы   появится   на   рынке. И   дети   у   нас   выступают порой   экспертами — приводите   и вы   своих   деток   в   Артбукс!  

- К   иллюстрациям в   вашем   издательстве   относятся с   особым   вниманием. Как   выбираете художников-оформителей, которые смогут вдохновить вашего читателя?

— Похлебаева – в основном мы переиздаем мировые бестселлеры, либо европейские книги. Это дешевле чем работать с иллюстраторами. Это быстрее. От момента, когда мы увидели книгу и она нам понравилась, проходит месяца 2-3 и мы ее уже можем держать в руках. Если это Эрве Тюлле, его 1,5 миллиона продано в мире, это гений иллюстрации. А наш иллюстратор, к которому мы можем обратится – сроки не выдерживаются. Нам хочется, чтобы у ребенка был эстетический вкус к иллюстрациям. Иллюстрация для нас – произведение искусства, на котором должны воспитываться наши дети.

— Курочкина   –   есть   пример   работы   с   иллюстратором, с   которым   мы   еще   не   виделись ни   разу. Скоро   выйдет   книга «Книга   кольорів», выпускаем совместно с Маричкой Рубан. Книга, посвященная цветам и Маричка нарисовала ее такой фантастической. Я не дождусь момента чтобы ее взять в руки. Макет удивительной красоты.

- Посоветуйте, пожалуйста, что   нужно   делать, если есть идея и невероятное желание издать свою детскую книгу? С чего начинать, к кому обращаться?

— АП:    Выбрать издательство которое подходит по теме.

—   МК: …которое издает те книги, которые вам нравятся.

— АП: Вы должны настроится на то, чтобы не воспринимать критику лично. Будьте готовы к тому, что если вы обращаетесь в издательство, в команду профессионалов, то вы вместе будете работать над тем чтобы сделать ее крутой. Если вы хотите сделать просто свою книгу, тогда лучше накопить денег, отредактировать ее и издать самому. Если же вы хотите из этой книги сделать что-то большее, лучшее, чтобы это действительно было классно – тогда конечно нужно обращаться в издательство и быть готовым к тому, что вы должны будете принимать условия издательства в плане редактуры, иллюстрации

— Курочкина: Если   вам   в   одном   издательстве   отказали, но   вы   верите   в   свою   идею, идите   в   другое   издательство. Мы   знаем   много примеров, когда хорошей по-настоящему книги был долгий путь к читателю. С Гарри Поттером так и было.

- Какая минимальная   сумма   нужна, чтобы самому   издать   книгу?

— Похлебаева: Все зависит от размера, формата, тиража. Много нюансов. Издательство не может просчитать точный бюджет книги. Это скажет типография, в которую вы обратитесь. То, что касается бюджетов всей активности, всей деятельности — считаю, что это стоит всех денег мира. Вы должны ограничить себя каким-то бюджетом, разумной цифрой, которая будет безболезненная для вас. Цифра, которую вы даете на воплощение совей мечты. Я с издательством так поступала. Нужно понимать, что это может не получится, вы можете потерять эти деньги. Но вы в это верите, вы этого хотите. Забудьте о той сумме которую, вы потратили или готовы потратить – вы осуществляете свою мечту, о которой можете жалеть если не исполните. Но это мой личный совет, мой личный опыт. Когда ты забыл об этих деньгах и сделал первый шаг – все получается. Очень много людей, которые вложили, еще первый шаг не сделали, а уже хотят прибыли. На самом деле, ждать прибыль, я не знаю, когда мы будем ее ждать, мы об этом сейчас не думаем. У нас все меряется книгами. Мы хотим издавать   еще и еще!