Радикал Рыбалка пытался протащить законопроект об электронных деньгах в интересах Гонтаревой.

Нeсмoтря нa грoмкую публичную критику сo стoрoны «Радикальной партии» в адрес НБУ и лично В. Гонтаревой, на самом деле радикалы всячески пытались расширить полномочия регулятора по части влияния на сферу электронных платежей. К такому выводу можно прийти на основе анализа законопроекта № 5361-д «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно регулирования перевода средств» авторства радикала Сергея Рыбалки.С одной стороны этот документ должен был облегчить выход на украинский рынок международных платежных систем таких, как PayPal, ApplePay и GoogleWallet, хотя никоем образом этого не гарантировал. А с другой стороны, проект предусматривал значительное расширение полномочий НБУ и должен был помочь регулятору продвинуть собственную платежную систему «Простир». Одним из главных новшеств, предложенных Рыбалкой в законопроекте было наделение Госказначейства правом выпускать электронные деньги, которые в дальнейшем должны были приниматься в счет оплаты налогов, сборов и других обязательных платежей.Таким образом радикалы были призваны обеспечить нацбанковскому «Простору» право эмитировать карты национальной платежной системы и начислять на них все выплаты в рамках бюджетной сферы.На сегодня «Простору» принадлежит всего около 1% рынка платежных систем Украины.

Остальные 99% — в руках мировых лидеров — компаний Visa и MasterCard. К «Простору» подключено лишь 16 банков, а возможности этой системы крайне ограничены. В частности, картами этой системе нельзя расплачиваться за рубежом и на большинстве сайтов в Украине. Также их не принимают большинство розничных торговых сетей, сетей автозаправок и т.д.

При этом, карты «Простору», вопреки заявленной на сайте системе информации, не имеют бесконтактной технологии.В планах же Нацбанка — довести долю рынка «Простору» до 30%. И не последнюю роль в их достижении отводиться административным рычагам. Ведь, собственником «Простору» является НБУ, который одновременно является и участником, и регулятором рынка. Таким образом НБУ априори использует свою власть для продвижения собственного детища, нарушая при этом всевозможные принципы конкуренции и правила работы рынка.Законопроект Рыбалки должен был еще более усугубить имеющуюся ситуацию, значительно расширив полномочия НБУ по части вмешательства в систему электронных платежей .Однако, задуманному так и не суждено было сбыться.