Последнее плавание: печальный конец ракетных крейсеров

«КП» в Укрaинe» узнaлa чтo будeт с «Укрaинoй», и вспoмнилa судьбу «Вaрягa» и «Киeвa».

Нa дняx президент подписал указ о демилитаризации недостроенного крейсера «Украина». Дескать, корабль превратился в «чемодан без ручки» и содержать его слишком дорого — свыше 6 миллионов гривен в месяц.  

Головная боль армии

Свыше тридцати лет ракетный крейсер простоял в акватории николаевского завода имени «61 коммунара». У Украины нет аналогов кораблю, но на обороноспособность нашей страны его «распил» никак не повлияет — все эти годы он стоял недостроенным. В общем, жалеть об «Украине», похоже, мало кто будет. Как сказал «КП» в Украине» контр-адмирал Николай Жибарев, демилитаризация крейсера означает: у страны одной головной болью станет меньше.  

— Крейсер начали строить в 80-х годах при СССР, и он давно морально устарел. Поскольку содержать его дорого, а модернизировать и эксплуатировать нереально, то демилитаризация — единственный выход. То, что нельзя продать, нужно снять и положить на склад. Материальную часть, которая понадобится — двигатели, турбины, генераторы, отдать на нужды Военно-морских сил Украины. А все остальное — продать как металлолом. Деньги от продажи, если они останутся после погашения задолженностей, есть смысл потратить на закупку катеров и кораблей. Все что у нас имеется — устаревшее, и новые суда украинской армии необходимы, — рассказал Николай Жибарев.  

Хотела выкупить Россия

Ракетный крейсер «Украина», в девичестве «Комсомолец», был четвертым кораблем проекта «Атлант», входит в состав Военно-морских сил Украины. Строился крейсер 32 года на судостроительном заводе имени «61 коммунара» в Николаеве с 1984 года.  

В 1994 году для корабля сформировали экипаж, но из-за отсутствия финансирования строительство крейсера прекращено. В следующий раз решение о достройке приняли в 1998 году, команду опять набрали, а потом распустили. Корабль на тот момент был готов на 95%.  

В августе 2004 года крейсер открыли для экскурсионного посещения.  

В 2010-х годах велись переговоры о его продаже. В мае 2010 года правительство Украины договорилось о достройке крейсера, а через месяц Россия заявила о желании его купить. К сентябрю 2013 года якобы сошлись на цене в 1 миллиард рублей. Естественно, в свете событий 2014 года сделка так и не состоялась.

ТТХ

  • Класс — ракетный крейсер
  • Длина — 186,4 метра
  • Скорость — 32 узла (59,3 км/ч)
  • Артиллерия — 130-мм артиллерийская установка АК-130
  • Ракетное вооружение — 16 ПУ ПКР П-500 «Базальт»
  • Зенитное вооружение — 2 ПУ ЗРК «Оса»
  • Авиация — вертолет Ка-27 (для разведки).

«Киеву» и «Варягу» нашли применение

Крейсер стал отелем

 

Фото: flickr.com  

Тяжелый авианесущий крейсер «Киев» построили николаевские корабелы в 1975 году за пять лет. В 1977 — 1982 годах «Киев» нес боевую службу в Атлантике и в Средиземном море. В 1993 году из-за недостатка средств на эксплуатацию и ремонт, значительной выработки ресурса вооружения, механизмов и оборудования выведен из боевого состава российского флота, демилитаризирован и продан за 1,6 миллиона долларов неустановленным лицам, которые перепродали корабль уже за 8,2 миллиона долларов правительству КНР.  

В 2000 году корабль отбуксировали в порт Тяньцзинь, где позднее он был переоборудован, как было объявлено официально, в корабль-музей, а на самом деле в аттракцион. В сентябре 2003 года «Киев» стал частью тематического парка «Бинхай». В 2011 году корабль переоборудовали в роскошный отель на 148 номеров разной категории, в том числе и президентского класса, на что было потрачено около 15 млн долларов.  

ТТХ

  • Класс и тип судна — тяжелый авиа­несущий крейсер
  • Порт приписки — Далянь
  • Введен в эксплуатацию — 25 сентября 2012 года
  • Водоизмещение — 59 500 т
  • Длина — 304,5 м
  • Скорость хода — 29 узлов (54 км/ч)
  • Зенитная артиллерия (по проекту) — 6 х 6 30-мм орудий АК-630М
  • Ракетное вооружение (по проекту) — 12 ПУ 4К-80 ПКРК «Гранит», 4 х 6 ПУ ЗРК «Кинжал» (192 ракеты), 8 ПУ «Кортик»
  • Противолодочное вооружение (по проекту) — 2 х 10 РБУ-12000
  • Авиационная группа — 26 Су-33, МиГ-29К, 24 — Ка-27, Ка-29, Ка-31

«Варяг» — первый китайский авианосец

 

Фото: wikipedia.org  

Авианосец «Варяг» раньше принадлежал Украине, но в настоящее время состоит на вооружении Военно-морского флота Народно-освободительной армии Китая. В 1993 году по договору между Украиной и РФ строящийся ТАВКР «Варяг» отошел Украине. В 1992 году строительство остановили, корабль законсервировали, а в апреле 1998 года продали китайской компании Chong Lot Travel Agency Ltd за 20 млн долларов для организации плавучего центра развлечений с казино.  

В начале 2008 года «Варяг» получил неофициальное имя «Ши Лан» в честь китайского полководца XVII века, корабль был поставлен на инспекцию и ремонт в сухом доке военно-морской базы Далянь.  

В 2011 году авианосец «Ши Лан» был сфотографирован в Желтом море американским разведывательным спутником во время ходовых испытаний. В том же году выяснилось, что Китай завершает достройку и модернизацию корабля, сделав его своим первым авианосцем.  

ТТХ

  • Класс и тип судна — тяжелый авианесущий крейсер
  • Порт приписки — Мурманск-35
  • Изготовитель — Черноморский судостроительный завод (г. Николаев)
  • Введен в эксплуатацию — 28 декабря 1975 года
  • Длина — 273,1 м
  • Скорость хода — 32 узла (59,3 км/ч)
  • Артиллерия — 2х2 76,2-мм АК-726
  • Зенитная артиллерия — 8 х 6 АК-630
  • Ракетное вооружение 4х2 ПУ ПКРК П-500 «Базальт», 2 ЗРК «Шторм»
  • Авиационная группа — авиаэскадрилья: 12 самолетов (с вертикальным взлетом и посадкой), 12 вертолетов