О дискриминации украинцев в Польше: как СМИ в очередной раз из «мухи» лепили «слона»

8 янвaря пoльскиe мeдиa oпубликoвaли нoвoсть в кoтoрoй рaсскaзывaeтся о том, что в одной фирм недалеко от Варшавы сотрудников из Украины обязали носить форму желто-синего цвета. Естественно, из этого возникла сенсация, которую уже успели перенять также и ряд украинских СМИ.

Более детально эта ситуация выглядит следующим образом. Польская фирма «Lindab» обязала сотрудников из Украины носить форму двух цветов, оранжевого (для тех, кто понимает и разговаривает на польском или английском языке) и желто-синего (для тех, кто языка не понимает).

Один из клиентов данной фирмы пожаловался в СМИ назвав это проявлением сегрегации. «Представьте, что поляков за границей заставят носить бело-красную униформу» — заявил он.

Директор фирмы Михал Врублевски говорит, что это лишь способ, позволяющий упростить коммуникацию между сотрудниками. В случае, если потребуется донести информацию до неговорящего на польском языке украинца, польский сотрудник может обратиться к коллегам в оранжевой форме и те помогут им объясниться.

В свою очередь, комментарий для польских медиа дала также и Наталия Панченко председательница организации «Евромайдан-Варшава», она считает, что это является проявлением дискриминации в отношении украинцев. Также добавив, что никто из украинских сотрудников не станет жаловаться на работодателя, поскольку может потерять работу и отправиться на родину.

Анна Татар из «Nigdy Więcej» (Никогда больше) считает, что эта сегрегация не несет никакой функциональной пользы и связана именно с национальной принадлежностью, что является одним из видов дискриминации, а потому данный инцидент не должен остаться без внимания.

Как видим, данная ситуация в который раз выносит на публику вопрос о дискриминации украинских граждан в Польше. Если придерживаться основной (медийной) линии, то действительно, это является проявлением национальной дискриминации. Поскольку украинцы, работающие в данной фирме независимо от отдела, носят форму оранжевого и желто-синего цветов. Как подсказывает нам «Википедия», это можно причислять также и к языковой дискриминация — нарушение гражданских и/или экономических прав личности или этнической группы по причине незнания или плохого знания языка численно или социально доминирующего на данной территории этноса.

Поскольку общественная ситуация (в вопросе польско-украинских отношений) в Польше накалена, то возможно в данном случаем мы имеем дело с над-интерпретацией этого события со стороны журналистов. Сотрудники носили синие брюки и желтые футболки, то есть не в цвет украинского флага, а скорее в цвет Опольского региона Польши. Об этом, конечно, никто не рассуждал.

Директор фирмы возможно даже не подозревал, что его управленческое решение может привести к подобному развитию событий, в которых у него практически нет контраргументов в соответствии с действующим международным и внутренним польским правом. Если задуматься, то такое решение владельца помогло бы побороть проблемы коммуникации между сотрудниками, но поскольку он не учел их национальную принадлежность и вообще остроту общественных конфликтов его решение было «политизировано» благодаря субъективным взглядам журналистов и общественных деятелей, отрабатывающих бюджетные деньги и гранты. Следует осознавать, что односторонняя интерпретация подобных событий приводит лишь к тому, что конфликтному «пламени» в украинско-польских отношениях просто не дают потухнуть.

Отступление от доминирующего мнения может в корне изменить и саму ситуацию. Я не пытаюсь оправдать директора фирмы, но и тяжело поверить в продвигаемый тезис, что человек сознательно шел на этот шаг с целью отделить украинцев от остальных сотрудников только потому, что те являются украинцами. Зато с уверенностью можно сказать, что это менеджерский провал из-за не учтенного социального фактора + стечение обстоятельств в которых недовольный клиент (или конкурент?) заметил данную оплошность разогнав ее по всем известным польским СМИ. В принципе, бизнес, что в Польше, что в Украине редко мыслит политическими категориями, потому подобные инциденты не являются редкостью. Достаточно вспомнить инцидент в Киеве с знаменитой выпечкой, когда рекламу известного киевского продукта обвинили в излишнем сексизме. Спустя неделю об этом все забыли, а выпечку как продавали, так и продают.

В тот же момент в Варшаве функционирует целый «базар рабочей силы» (на деле это перекресток улиц), где наши сограждане предлагают себя в роли рабочих за небольшие деньги без каких-либо гарантий оплаты, безопасности и т.д. С каждым годом украинцев на нем становится всё больше. Следовало бы обратить внимание также на то, что женщины там дискриминируются тем, что получают более низкую зарплату за выполнение идентичной с мужчинами работы. Но, как видно, около-правозащитные организации более падки на случаи, не требующие реальных усилий для раскрутки темы.

Подписывайтесь на канал «Хвилі» в   Telegram, страницу «Хвилі» в   Facebook.