Можно ли быть святым в мире, преисполненном зла

Нa эту тeму рaзмышляeт глaвa Aдминистрaтивнoгo аппарата Киевской митрополии УПЦ епископ Виктор (Коцаба).

Святыня способна изменить человека. Понятно, что речь идет не о механическом изменении без участия сердца человека, а об изменении, которое является следствием определенных усилий с нашей стороны, и благодати Святого Духа — со стороны нашего Творца. Но факт остается фактом — прикосновение к святости не остается бесследным для души.   

Примеров тому множество. Один из выдающихся богословов современности митрополит Антоний Сурожский как-то сказал, что святым может стать только тот, кто увидит сияние святости в другом. Святость — это не слова, не учение, даже не какое-то особое состояние. Это — наполненность Духом Божиим, общение с Ним, пребывание в непрестанном потоке Его Божественной благодати. Тот, кто сам свят, может влиять на других. Именно поэтому Господь в книге Левит говорит, обращаясь к каждому из нас: «Будьте святы, как и Я Свят». То есть Его слова — это не пожелание, а повеление.  

Многие скажут, как мы можем быть святыми, если живем в таком грешном и преисполненном зла мире, ведь, по словам апостола Иоанна Богослова, «весь мир во зле лежит». Да, здесь мы сталкиваемся с определенной проблемой: с одной стороны — призыв к святости, а с другой — озлобленность всего, что нас окружает. Наверное, по этой причине Господь отделил некоторые материальные предметы, сделал их особенными и назвал святыми. Таким образом, можно понять, что мир, хотя и лежит во зле, сам по себе злом не является. Его злым может сделать только человек, то есть его грех. Но раз через человека мир оскверняется, то через него же может и освятиться. А значит, и святыня подается через человека! Понятно, что источник любой святыни, как и всякого блага, — Господь (так же, как источник скверны и зла — сатана). И Господь дает нам возможность участвовать в Таинствах Церкви, дает особые дары духовенству, присутствует через святость в нашей жизни.  

Мы можем и должны меняться. Для этого у нас есть все необходимое — нравственный закон, благодатные Таинства, множество примеров. И очень печально видеть человека, который, имея все это, нисколько не меняется, а остается злым, завистливым, жадным. Соприкосновение такого человека со святыней не только не делает его лучше, но способно вообще убить (вспомним ветхозаветную историю о том, как непосвященные коснулись ковчега Завета и были убиты). И убить если не в физическом смысле этого слова, то в духовном точно.  

Так что, хотим мы этого или нет, но святыня все равно меняет нас. Но лучше или хуже мы становимся от этого, зависит от того, какое у нас сердце. Может, потому и просит псалмопевец Давид у Бога: «сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей». Ведь только «чистые сердцем», как сказал Господь, «увидят Бога».