Что значит новый доклад по МH-17 для Украины

Сeгoдня, 24 мaя прoшлa прeсс-кoнфeрeнция сoвмeстнoй слeдствeннoй группы пo рaсслeдoвaнию крушeния рeйсa   МH-17 нaд Дoнбaссoм. Oснoвнaя тема, ради которой члены следственной группы собирали журналистов — происхождение ЗРК «Бук» из которого был произведён выстрел по мирному лайнеру.   Выбор времени и озвученные тезисы говорят о том, что пресс-конференция является частью большой игры, где Украина лишь одна из площадок. Но, одновременно с тем информация Совместной следственной группы открывает ряд возможностей для нашей страны. Быстрая и адекватная реакция позволит создать площадку для дальнейших успешных политических комбинаций. Простое наблюдение или желание «под шумок» попросить немного больше денег от ЕС и США, наоборот, приведёт к большим проблемам.

Базовая ситуация — рост противоречий

Очередной комплексный доклад JIC (Joint Investigation Team — Совместной следственной группы) по рейсу MH-17 запланирован на конец лета — осень 2018 года.   Проведение отдельной пресс-конференции по одному факту ранее не было присуще следователям по данному делу. Тем не менее, если учесть озвученные данные, мероприятие логично, своевременно и просчитано. Для того, чтобы это понять, стоит оценить внешнеполитическую ситуацию вокруг РФ.

  • После выборов Путина внешние игроки, в первую очередь США и ЕС рассчитывают, если не на коррекцию внешней политики России, то, по крайней мере, на большую активность в поиске компромиссов. Вместо этого Кремль затягивает время по украинской тематике, меняя Владислава Суркова, работает над скорейшей реализацией газовых проектов в Германии и Турции, активизирует контакты с КНДР (за месяц прошли встречи министров иностранных дел, приём в российском МИДе посла КНДР, 2 встречи специальных представителей). Наконец, МИД РФ активизирует работу оси Иран-Турция-Россия в рамках астанинского процесса и выходит с совместным заявлением по сирийскому вопросу.
  • Российская Федерация пытается найти точки соприкосновения со странами ЕС, минуя США. В частности, сосредотачивает усилия на экономических вопросах, расширении потенциала снабжения ЕС углеводородами (как через «Северный поток», так и через Турцию). На фоне отложенных консультаций Волкера и Суркова (либо того, кто займёт место советника Путина по Украине) заявляет о найденных компромиссах по украинскому вопросу (национальный состав миротворцев) после встречи Владимира Путина и Ангелы Меркель.
  • США продолжают наращивать санкционное давление на Россию на фоне перманентного внутреннего политического кризиса, где постоянно появляются все новые сюжетные повороты в противостоянии Дональда Трампа с Демократической партией. Естественно, это не позволяет вести сбалансированную и последовательную внешнюю политику.
  • Вопросы экономического, политического влияния, урегулирования кризисов всё ярче демонстрируют разногласия между старой Европой и США. Страны ЕС, частично солидарные с Америкой в вопросах давления на Россию, имеют собственное видение проблемы, собственные интересы и склонны демонстрировать собственную политику. Типичный пример — несогласие с выходом США из ядерной сделки с Ираном и попытка разработать меры, нивелирующие американские санкции в отношении Тегерана. Инициатива США по переносу посольства в Израиле вызывает достаточно резкую реакцию в Европе. И, наконец, диалог о формировании европейских сил безопасности, которые будут существовать параллельно с НАТО, ослабляет позиции Вашингтона на континенте. Из этой же оперы противоречия между США и Германией по поводу «Северного потока-2». Наиболее яркими примерами последнего являются санкции против РУСАЛА и позиция по Северному Потоку. При этом Вашингтон стремиться использовать различные поводы для усиления давления на РФ (либо угрозы усиления): начиная с войны в Украине и заканчивая вопросами кибербезопасности.
  • На фоне этой внутренней турбулентности Запада мы видим активизацию боевых действий на Донбассе. С одной стороны, это привычная практика Кремля повышать ставки перед переговорами, с другой, своеобразный ответ на действия США по расширению военно-технического сотрудничества (и помощи) Украине.

    При чём здесь пресс-конференция по МН-17

    На этом фоне проходит неожиданная пресс-конференция следственной группы с двумя противоречивыми посылами:

    • с одной стороны, следователи однозначно говорят о том, что ЗРК «БУК», сбивший пассажирский лайнер является штатным вооружением 53 бригады войск ПВО России. При этом показывают весь маршрут транспортировки установки на Донбасс.
    • с другой подчёркивают, что они не готовы назвать ответственных за крушение боинга: ни персоналий ни хотя бы их государственную принадлежность.

    Ключевым в данном случае являет то, что однозначно, как доказанный факт говориться об использовании вооружения, принадлежащего Вооружённым Силам Российской Федерации, для уничтожения гражданского лайнера на Донбассе. Это создаёт предпосылки для изменения риторики в диалоге по оси ЕС-США, ЕС-РФ и США-РФ. В частности:

  • То, что оружие, которым были убиты граждане Нидерландов (страны, входящей в ЕС) позволяет Вашингтону ставить вопрос о дополнительном политическом давлении на Москву со стороны Европейских государств.
  • Использование кейса МН-17 создаёт предпосылки к возврату к обсуждению возможностей экономического (вне санкций) сотрудничества России и европейских стран, в том числе по Северному Потоку. Как минимум, «кейс малазийского Боинга» даёт США дополнительные аргументы при обсуждении усиления присутствия американской продукции на европейском рынке углеводородов.
  • Факт того, что граждане ЕС убиты из российского оружия (принадлежащего российской армии) позволяет частично нейтрализовать риторику пророссийских партий в Европарламенте и парламентах стран ЕС (как минимум в Нидерландах, Италии, Германии и Франции).
  • Пресс-конференция даёт формальный повод для расширения антироссийских санкций со стороны США и делает весьма вероятным ужесточение санкций со стороны ЕС.
  • Результаты пресс-конференции позволяют Вашингтону начать формирование группы государств для давления на Россию в Тихоокеанском регионе — выход на азиатские страны, которые в массе своей были достаточно осторожны в вопросах антироссийских санкций.
  • В украинском вопросе РФ оказалась в проблематичной ситуации. Если раньше любая эскалация на Донбассе списывалась (формально) на реакцию «местных жителей», то теперь есть задокументированный (не Украиной) факт присутствия российских войск в регионе. Это позволяет ставить под сомнение тезис Кремля о «независимых армиях» так называемых ЛНР и ДНР. Проще говоря, на фразу о реакции «народных республик» может пойти фраза вроде «в 2014-м там были ваши войска — факт. И сегодня они есть. Доказать это публично — вопрос времени и желания».
  • Где здесь интересы Украины?

    Пресс-конференция и озвученные факты создают возможности для украинской дипломатии.

    Пока что «украинскую карту» будут продолжать разыгрывать без Украины:

    • США намерены наращивать давление на Россию, стремясь получить выгоды сразу на нескольких площадках (от Ирана, до Донбасса и поставок газа в Европу).
    • При этом Вашингтон получил возможности склонить к такой же политике страны ЕС. Тем самым усиливая своё влияние на континенте.

    Но одновременно с этим в самой Европе поднимается тема Украины и войны на востоке. Естественно, в связи с докладом, а не активизацией боевых действий (увы, но Донбасс давно ушёл с «первых полос» европейской прессы). Гибель мирных граждан ЕС — важная тема.

    Для ключевым является то, что впервые, не Украина, а международная следственная группа однозначно утверждает (публично и документально): техника российской войсковой части была доставлена на Донбасс, использована «по назначению» и вернулась на место постоянной дислокации.

    То есть «чужими руками» мы получили утверждение «Российская армия действует в ЛНР и ДНР» — есть разница между утверждениями украинских дипломатов (с которыми публично не соглашаются) и выводами международной следственной группы.

    Исходя из этого у нас есть относительно небольшое окно возможностей усилить свою игру в противостоянии с Россией на фоне доклада JIC.   Для нас критически важным является доказательство российского военного присутствия — это еще один шаг к тому, чтобы позиционировать РФ как участника конфликта на Донбассе, а не сторону-посредника, в которой она формально выступает до сих пор.

    Для этого крайне необходимо уже в ближайшее время (речь идёт о днях):

    • выразить согласие с предварительными результатами расследования. Это сделал украинский представитель в JIT, но необходима официальная реакция МИД
    • Использовать площадку ПАСЕ для фиксации в международных документах российского военного присутствия (имеется в виду присутствия регулярных частей, а не ЧВК). Можно пытаться инициировать резолюцию Парламентской Ассамблеи по сбитому Боингу. Тематика — любая. Например, призыв к России содействовать следствию. Главное, чтобы в данном документе был зафиксирован тезис «присутствия кадровых войск РФ на Донбассе»
    • после этого в том же ПАСЕ (как и на других площадках) уже можно вновь поднимать вопрос о том, что Россия на Донбассе — оккупант, поскольку оккупация в её «чистом виде» означает контроль вооружёнными силами одного государства территории другого.

    Это позволит дальше развивать тезис. В том же ООН, при обсуждении формата миротворцев ссылаться на документы ПАСЕ с утверждением что РФ — оккупант, то есть сторона конфликта.

    ______________________

    Текст понравился? Отблагодарить автора просто — монетизировать благодарность переводом на карту ПриватБанка № 5168 7422 0332 9507

    Подписывайтесь на канал «Хвилі» в   Telegram, страницу «Хвилі» в   Facebook.