23 фeврaля здaнию Киeвскoгo вoкзaлa испoлняeтся 85 лeт. «КП» в Укрaинe» oтпрaвилaсь пoсмoтрeть, чeм живeт имeнинник.
Комнату дежурного администратора найти легко: это «окошко» находится у центрального входа, слева, если стоять лицом к эскалатору. Толстое оргстекло до середины закрывают жалюзи.
— Это не от посетителей, — смеется симпатичная девушка-администратор, — это чтобы теплее было. У нас тут такие сквозняки бывают — выдувает все живое.
Посетителей здесь много: до тысячи человек в день доходит. Вопросы у всех разные. Например, где купить торт «Киевский»?
— Но бывают такие откровенные хамы, от них не только стекло — колючую проволоку стоит устанавливать, — жалуются девушки.
По их словам, сложнее всего угомонить ветеранов АТО и курсантов военных училищ. Но на этот счет есть полиция, куда мы и отправляемся.
Поговорим и отпустим
Верная примета комнаты полиции — доска фотороботов подозреваемых преступников и фотографии пропавших людей. Помещение внутри крошечное. Из обстановки — стол, несколько стульев, стеллаж с бронежилетами. Все очень аскетично.
— Вы сюда не садитесь, — показывают копы на стул у двери. — Это для задержанных. Сами понимаете, какой тут контингент. Как ни пьянь-рвань, так бомж. Подержим немного и отпускаем. Вчера вот беседу с цыганкой проводили, которая грудного ребенка своего била. Девахе лет шестнадцать, малышу — год от силы. Поговорили и отпустили, а она опять тут ходит.
Чаще всего с поездов «снимают» сердечников
Помещение медпункта находится практически у платформ: людей, которым стало плохо, сюда вести ближе, чем в центральное здание. Тут несколько очень чистых комнаток: приемный покой, манипуляционная.
— К нам чаще всего попадают сердечники. Хотя бывало всякое — и с травмами, полученными в поезде, обращались, и с отравлениями, и с переломами. Но обычно с мелочевкой — с тем, что серьезнее, вызывают карету скорой помощи и едут в больницы, — рассказывает нам заведующая медпунктом.
Торт «Киевский» — нарасхват
Центральный вокзал может похвастаться обилием кафешек, забегаловок, буфетов.
— Мы посетителей делим на три категории, — рассказывает продавщица кафе на втором этаже, — первая — «командированные». Эти, как правило, хорошо кушают. Берут бутерброды, салатики, пирожки и чай или коньяк. Вторая — «встречающие». Они просто пьют кофе, пока ждут кого-то. Как только поезд прибывает — бросают чашку и мчатся встречать на платформы, будто любящий зять к теще дорогой. Всегда стараются стать так, чтобы было видно, когда поезд покажется. И третья — «гости». Эти всегда покупают торт «Киевский». Берут сразу несколько штук, чтобы всех одарить.
Что касается цен, то нельзя сказать, что тут дешево. Средний перекус обойдется гривен в 50, а обед — в 150-200 на человека. А торт «Киевский» стоит дороже, чем в магазинах, в среднем гривен на 20-30.
Потерянные вещи ждут владельцев месяцами
На полках бюро находок в основном разномастные сумки и чемоданы с одеждой, обувью, игрушками и т. д. Реже — пакеты. Бывает, что «потеряшки» стоят на полках по нескольку месяцев, пока хозяева смогут забрать свое добро.
Чтобы получить потерянную вещь, нужно иметь документы, удостоверяющие личность, и написать заявление с описанием того, что находилось в сумке или чемодане.
СПРАВКА «КП»
- Вокзал рассчитан на 72 пары поездов и 400 тыс. пассажиров в сутки.
- Вестибюль площадью свыше 1200 м2 и высотой 31,5 м.
- Здание имеет каркасную конструктивную схему. Каркас — из монолитного железобетона, заполнения — из шлакобетонных блоков.
- Киевский вокзал относится к Юго-Западной железной дороге, название которой осталось со времен СССР, фактически же ЮЗЖД находится на севере Украины.
- Характерный запах на вокзале — это запах угля.
ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА
Первое здание 1868 года постройки повредил пожар.
Потратили колоссальную сумму — 13 миллионов рублей
Киев-Пассажирский стал первым большим железнодорожным вокзалом в СССР. Его возвели на месте двухэтажного здания, построенного в 1868 году. Его длина была 133 метра, немногим меньше размеров пассажирской платформы, которая тянулась на 144 метра. Для «высочайших особ» предназначались специальные, роскошно обустроенные помещения, а грязные и тесные залы ожиданий принимали пассажиров третьего, низшего класса.
Первый поезд со стороны Курска на станцию прибыл 18 февраля 1870 года. До этого поезда в Киев из северных городов Российской империи доезжали лишь до Днепра. Средняя скорость поездов в то время составляла всего 20 км/час, и вокзал обслуживал семь поездов в сутки.
В 1877 году здание пострадало от пожара. В 1908-м старый вокзал был разобран, на его месте возведен временный деревянный барак, и началась подготовка к строительству нового по проекту архитектора Щуко. Но грандиозные планы были прерваны началом Первой мировой войны, потом Октябрьской революцией и Гражданской войной.
В 1925 году опять начали разрабатывать новую схему Киевского железнодорожного узла. Изначально планировали построить здание нового вокзала возле Брест-Литовского шоссе, на пересечении Павловской улицы и Воздухофлотского шоссе, но потом решили оставить вокзал на старом месте. В 1927 году был объявлен закрытый конкурс на лучший проект фасада. Интересно, что в программе конкурса отдельным условием оговаривалось, что «основная конструкция здания предполагается железобетонной. Проектирование башен, доминирующих над зданием, не допускается».
Торжественная закладка здания состоялась 7 ноября 1927 года — в десятую годовщину Октября и десятилетний юбилей восстания киевских железнодорожников против Центральной Рады.
Осенью 1929 года построили леса огромного центрального корпуса и весной 1930 года начали строить каркас стен из железа и бетона.
Длина фасада здания составила 260 метров, главного корпуса — 180. Высота вестибюля — 37 метров. Размеры вокзала были проектированы с расчетом на увеличение количества пассажиров далекого движения и транзитных до 40 тысяч ежесуточно. Строительство нового здания в стиле украинского барокко с элементами конструктивизма было завершено 23 февраля 1932 года и стоило космическую по тем временам сумму — 13 млн советских рублей.
Во время Второй мировой войны здание вокзала очень пострадало.
Век назад, как и cегодня, на вокзале много людей в военной форме.
В начале 1950-х годов по проекту архитектора Домашенко реконструировали интерьер: арки заменили спаренными колоннами, потолок «усеяли» звездами, в залах ожидания между ригелями бетонных рам установили производственно-идиллические пейзажи, а плафонам на смену пришли тяжелые «театральные» люстры.
В 1954-1955 гг. были проложены пешеходные подземные тоннели, которые связывают Вокзальную площадь с вокзалом и платформами. В 1967-1969 гг. над первой платформой сделан навес, два перехода на уровне второго этажа заменены одним большим залом для ожидания с выходами на платформы.
К Олимпиаде-80 состоялся очередной косметический ремонт. В 1996-1997 гг. осуществлен капитальный ремонт вокзала с частичной перепланировкой и модернизацией помещений, на центральном фасаде установлен лепной герб Украины.
В 2001 году вокзал был реконструирован, построен Южный вокзал.