Прeзидeнт Сбeрбaнкa Гeрмaн Грeф считaeт, чтo сoврeмeнным кoмпaниям не нужны юристы без знаний в области искусственного интеллекта и понимания того, как работают современные компьютерные технологии.
Студенты «вчерашнего дня»
Выступая перед студентами в минувшую пятницу, Герман Греф сообщил: Сбербанк перестает брать на работу юристов, «которые не знают, что делать с нейронной сетью». После чего предложил студентам, которые присутствовали на его лекции, назвать известные им типы нейронных сетей.
«Не знаете, двоечники! Хочу вам сказать, что это недопустимо. Вы — студенты вчерашнего дня. Товарищи юристы, забудьте свою профессию. В прошлом году 450 юристов, которые у нас готовят иски, ушли в прошлое, были сокращены. У нас нейронная сетка готовит исковые заявления лучше, чем юристы, подготовленные Балтийским федеральным университетом. Их мы на работу точно не возьмем», — сказал Греф.
Глава Сбербанка посоветовал всем студентам, которые рассчитывают заниматься квалифицированной работой, пройти соответствующее обучение. «Если вы хотите думать о будущем, то вам в университете обязательно нужно взять курс Сomputer science, каким бы вы специалистом ни были: юрист, экономист или менеджер», — отметил он.
А в суды кто ходить будет?
Напомним, что в последнее время тема о том, что в ближайшем будущем сотрудников может заменить искусственный интеллект стала довольно популярной. Однако это заявление Грефа взбудоражило Сеть гораздо сильнее, чем все заявление, сделанные ранее, вместе взятые. По всей видимости все дело в том, что если прогнозы того же Илона Маска воспринимались как нечто фантастическое, то слова Германа Грефа были восприняты как прямое руководство к действию. Так что пользователи в долгу не остались, причем отреагировали не только юристы.
«Юристы более Сберу не нужны, а нужны сисадмины, программисты и электрики? А в суды кто ходить будет — тоже нейронные системы?»
«Интересно, за сколько часов до выступления он сам узнал о существовании этих сетей?»
«Я много общаюсь с традиционными юристами, которые не знают нейронных сетей и ходят в суды. Так вот, они говорят, что у Сбера очень плохие юристы, а вот нейронные сети, наверное, хорошие. И вот эти хорошие нейронные сети готовят иски, а потом плохие юристы идут в суды и профукивают всю отличную работу нейронных сетей, проигрывая суды».
«А самого Грефа тоже можно заменить нейронами? Или он единственный незаменим?»
На специализированных форумах эмоций меньше, так что встречаются и более взвешенные комментарии.
«Греф правильно уловил тенденции рынка банковских услуг, — пишет один из комментаторов. – Год назад был в гостях у приятеля в США, компания которого — это банковский аналог того же uber. Он сводит банки с клиентами на своих условиях, в результате чего банки дают кредиты через него дешевле, чем напрямую. Я так понимаю, что Сбер хочет делать нечто подобное через свою дочку. Так вот: в компании работает приблизительно пополам программисты и юристы, а вот специалистов по банковскому делу действительно единицы. Но, правда, Греф тут не совсем прав: кто-то все же должен ходить по судебным заседаниям. А вот черновая рутинная работа действительно может быть доверена нейросети».
Искусственному интеллекту это не под силу!
С комментаторами трудно не согласиться. Ведь работа юриста далеко не исчерпывается составлением и подачей исков. И даже если решится самый главный вопрос (по поводу того, кто будет ходить в суды), это тоже еще не все.
Каждый, кто сталкивался с украинским законодательством знает, что некоторые законы в нем противоречат друг другу, и вряд ли с такими коллизиями под силу справиться искусственному интеллекту.
А как быть с трактовкой законов, которые зачастую написаны столько косноязычно, что прочтите вы их хоть сотню раз – все равно ничего не поймете? Это какой-то особый язык, и юристы его, к счастью, понимают!
Или вот, например, такой момент: на днях юристы кадрового портала hh.ua, пояснили: оказывается, уйти в оплачиваемый отпуск в Украине можно уже через месяц после приема на работу, в то время, как многие ошибочно считают, что воспользоваться правом на ежегодный основной оплачиваемый отпуск они могут, только отработав полгода.
Дело в том, что ежегодный основной отпуск, который предоставляется работникам продолжительностью не менее 24 календарных дней за отработанный рабочий год, отсчитывается со дня заключения трудового договора. То есть право на него появляется у работника уже с момента трудоустройства. Начисляется отпуск пропорционально отработанному времени – 2 дня за каждый отработанный месяц. То есть, отработав, скажем, два месяца, вы можете взять 4 дня оплачиваемого отпуска.
Вот скажите: какой искусственный интеллект мог бы вообще задаться этим вопросом? И какая нейросеть могла бы догадаться, что для нас это пояснение актуально именно сейчас, в разгар пляжного сезона?