Oднoзнaчнo смoтрeть – тaкoй вывoд сделал журналист «КП», побывав на премьере нового фильма Кристофера Нолана о второй мировой.
330 тысяч британских солдат оказались окружены немецкими войсками в конце мая 1940 во французском портовом городке Дюнкерк. Гитлеровская армия развивала наступление на Бельгию и Голландию и взяла в кольцо у моря британский экспедиционный корпус. Его уничтожение могло оставить Британию без армии и защиты, и тогда было принято решение о невероятной эвакуации.
Впрочем, в фильме Нолана не будет генерального вида битвы, штабов по обе стороны Ла-Манша, контрнаступлений и организации эвакуации. Все глобальное, гениально, как в скульптурах старых мастеров, – будет отсечено. Оставлена только суть, которую хотел показать художник: несколько человеческих судеб, бегство, глупость, страх, героизм.
Мы увидим одну и ту же историю в наложениях сюжета: из кабины пилотов знаменитых истребителей спитфайров (Spitfire), из рубки гражданской яхты «Лунный камень» и со стороны ищущих спасения английских солдат, иногда это будет чуть ли не последний их взгляд из-под воды.
В том, как режиссер незаметно и ловко подводит вас к раскрытию ключевого эпизода фильма, вы почувствуете талантище, да, это мог сделать так только автор «Начала» и «Интерстеллара».
Особую душу создатели фильма вложили в снимки воздушных боев спитфайров против мессершмиттов. Камеры, установленные на крыльях самолетов, дают невероятное ощущение присутствия. В «Дюнкерке» очень много неба.
А когда становится много воды, значит, пришло время или тонуть, или выплывать, — выживать.
Вообще, фильм снят максимально лаконично для восприятия: минимум слов, минимум безумных фраз «мы будем стоять до последнего», и ни одной любовной линии с героической медсестрой. Возможно, поэтому часть женской аудитории откровенно скучала (см. ниже).
Несмотря на то, что главных действующих персонажей в «Дюнкерке» наберется едва ли 7-8 человек, ощущение глобального бегства, напряженность и отчаяние всей операции переданы отлично. Тут вам попадется и французский дезертир и невинно пострадавший мальчонка и пилот-герой. У которого, кажется, просто безразмерный бак с горючим. Ну что ж, такие фильмы без пафоса не бывают. Именно последние 5-10 минут нарочитого патриотизма и красования несколько портят общее впечатление.
И хотя некоторые леди в зале весь сеанс упорно лупили что-то в Фейсбук (телефоны пора отнимать на входе), в целом зал встретил финальные титры аплодисментами. И если вам интересно что-то в кино, променяйте один поход на «Дюнкерк» на три любых блокбастера про супергероев, обезьян или трансформеров.