7 планов по разрешению конфликта на Донбассе

«КП в Укрaинe» сoбрaлa всe плaны, кoтoрыe в рaзнoe врeмя прeдлaгaлись и сeйчaс прeдлaгaются пo поводу урегулирования кризиса на Донбассе.

Поскольку Минские соглашения так и не были реализованы, то европейцы, американцы, некоторые украинские политики периодически предлагают свои модификации решения кризиса на Донбасе. Часть этих планов уже сошла с повестки дня в переговорном процессе, но учитывая тупиковое состояние выполнения Минских соглашений опять могут быть взяты на рассмотрение сторонами переговоров. Но и помимо них появляются новые варианты для прекращения войны на востоке Украины.

1. Минские соглашения

Это базовый вариант урегулирования кризиса.

Суть плана: Он предполагает: прекращение огня, отвод войск и вооружений от линии соприкосновения, начало переговоров по выборам, проведение конституционной реформы которая закрепила бы особый статус Донбасса. Проведение выборов и только потом начало передачи контроля над границей Украине, вывод всех иностранных вооружённых формирований. То есть в Минских соглашениях вопросы безопасности и политическая часть взаимопереплетены и не имеют четкой временной последовательности.    

Отношение сторон: Киев настаивает на первоочередном выполнение вопросов безопасности – прекращении огня, выводе вооружённых формирований и восстановлении контроля над границей. А только потом – на решении политических пунктов – проведении выборов и рассмотрение статуса Донбасса.

Россия придерживается обратной последовательности «дорожной карты» — сначала выборы и статус, а только потом вопросы безопасности.

Запад все чаще склоняется к тому, что сначала должны быть выполнена политическая часть Минских соглашений.

2. План Мореля

Суть плана: Этот документ предусматривает проведение выборов в неподконтрольной Украине территории Донецкой и Луганской области.

  • Отличие от Минска: Закон о выборах на Донбассе и их дата принимается украинским парламентом не зависимо от прекращение огня. План не предусматривает разоружение, вывод представителей незаконных выраженных формирований и возврат Украине контроля над границей.
  • Отношение сторон: Украина – категорически «против», Германия и Франция рассматривали этот план как как «основу дальнейшего урегулирования» кризиса на Донбассе, Россия также была не против этого плана, но из-за категорического его неприятия Киевом этот вариант был отвергнут.  

3. Формула Штайнмаера

Суть плана: Определяет механизм введения в действие закона об особом статусе Донбасса.

  • Отличия от Минска: Закон об особом статусе Донбасса принимается до и временно вступает в силу в день местных выборов на Донбассе. А после их признания их результатов международным сообщестовм, вступает в постоянное действие. Вообще не упоминаются вопросы безопасности, прекращение огня, вывод войск и прочее.   
  • Отношение сторон: Украина расценила это план не как защиту ее интересов, а как уступку России.

4. План Киссинджера

Суть плана: Россия гарантирует безопасность востока Украины и постепенно уходит оттуда, а Запад закроет глаза на «крымский вопрос». Оккупация Крыма не будет признаваться официально, но перестанет быть темой между США и Россией.

  • Отличие от Минска: Нет ничего общего так как в более широком значение «план Киссинджера» предполагает признание Украины сферой влияния России.   
  • Отношение сторон: Россия – «за», Украина – категорически «против», отсутствие официальной реакции со стороны представителей ЕС и США

5. План Манафорта

Суть плана: Возврат в Украину Виктора Януковича, который вместе с нардепом Сергеем Левочкиным, будет управлять Донецкой и Луганской областями. Как это будет реализовано – при помощи выборов, отдельного соглашения между сторонами конфликта, или каким-то другим спососбом – не указано.

О его существовании в интервью «Радио Свобода» заявил Константин Килимник, которого называют «человеком» бывшего главы избирательного штаба президента США Пола Манафорта. Но после того, как интервью было опубликовано, Килимник отказался от него, назвав «фейком».  

  • Отличие от Минска: Вообще не имеет ничего общего
  • Отношение сторон: В силу очевидной эксцентричности этого предложения, который даже носил кодовое название «план Мариуполь», ни одна из сторон переговорного процесса никак не отреагировала на это предложение. Но и так понятно, что Украина не пойдет на это, а Россию такой вариант вполне мог бы устроить, так как по факту Украина так и не получит контроль над оккупированными территориями.  

6. План Пинчука

Суть плана: Предполагает «болезненные компромиссы» Украины ради мира на Донбассе. Это проведение местных выборов на Донбассе до восстановления Украиной контроля над оккупированными районами. Украина не поднимает вопрос территориальной принадлежности Крыма во время мирных переговоров на Донбассе и отказывается от евроатлантической интеграции.

  • Отличие от Минска: За исключением проведения выборов, полностью нивелирует интересы Украины в Минских соглашениях  
  • Отношение сторон: Украина – категорически «против», Россия – «за», Запад — никак.

7. План Артеменко

Суть плана: Вывод российских сил из восточной части Украины, амнистия всех, кто не совершал тяжкие преступления, коридор для выезда тех, кто не захочет жить в Украине. Проведение всеукраинского референдума о предоставлении Донбассу особого статуса, по результатам которого принимается соответствующее решение. Создание фонда для возрождения Донбасса, который наполняют разные государства, в том числе и Россия. Которая будет платить за аренду Крыма, который планируется ей передать в аренду на 50-100 лет.

  • Отличие от Минска: Ничего общего за исключением вывода войск.
  • Отношение сторон: В Украине в отношении Артёменко возбуждённо уголовное дело по статье «госизмена». В Россия заявили, что не намерены брать свою собственность – Крым в аренду. Что касается США, то сам Артеменко утверждает, что его планом заинтересовались в США.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ  

Сергей Таран, политолог

— Западные партнеры, предлагая свои планы, в первую очередь требуют выполнения Минских соглашений. А все эти планы – это поиск механизмов практической реализации Минска. В этих планах действительно есть предложения сначала решить политические вопросы, а только потом заняться безопасностью. Но это связано с тем, что западным партнёрам нужен мир любой ценой. Поэтому они и стараются этим планами прощупать почву в Украине – это нормальный переговорный процесс. Но когда они получают критический сигнал от Украины, эти планы откатываются назад. И Украине вот уже два года удается продвигать свою позицию и отстаивать свои интересы в этом вопросе – сначала безопасность, а потом политическая часть. Поэтому стоит ожидать появления новых планов по реализации Минских соглашений.  

Вадим Карасев, политолог

— Все эти планы предлагаются только как варианты и это не значат, что Украина обязательно должна их выполнять. Западные партнеры понимаю все сложность выполнения этих планов для Украины и сильно давить не будут. Не думаю, что в ближайшее время стоит ожидать каких-то новых планов по Донбассу.

Стороны не готовы к уступкам, поэтому оптимальная тактика – это тянуть время и ждать более благоприятной ситуации для достижения своих интересов. Главное, правильно распорядится временем – еще более укрепить армию, усилить дипломатические усилия на международной арене и прочее.

Такие конфликты быстро не разрешаются и нужно ждать, когда ситуация более прояснится.