5 советов, как прекратить ежевечерние битвы за знания

Дoмaшнee зaдaниe: квeст нa выживaниe.

Пoрoй шкoлa — этo aд и кaтoргa. Причeм нe для ученика, а для родителя. Потому что когда чадо приходит с занятий, папам и мамам приходится садиться с ним делать домашнюю работу. Вначале это выглядит вполне логично: ребенок еще маленький, как ему не помочь? Но время летит незаметно, и вот уже над учебниками корпит вся семья: мама варганит презентации на компьютере и клеит поделки для уроков труда. Папа решает примеры и ставит эксперименты для «природоведения». А ребенок занимается, только когда над ним стоишь с угрозами…  

Вот основные проблемы родителей и возможные способы их решения.

Не может сосредоточиться

Проблема: постоянно отвлекается. Да и психологи, и педагоги подтверждают, что год от года растет число детей, у которых проблемы с удержанием внимания.  

Что делать: дефицит внимания часто идет рука об руку с гиперактивностью. Так что, возможно, ваш «шилопопый» ученик не балуется и не издевается над вами. Наказывать бесполезно. Возможно, ему удастся перерасти к старшей школе. А пока нужно приспосабливаться.

Человеку с дефицитом внимания только дай повод зацепиться глазом за что-то — он обязательно отвлечется от скучного задания. Оцените детскую комнату и рабочее место вашего ученика. Нужно сделать так, чтобы все было максимально аскетично. На столешнице — только то, что необходимо конкретно для этого задания. Все остальное — убрано в ящики. Шкафы лучше закрытые, чтобы ребенок не зацепился взглядом за любимую игрушку. Постеры, плакаты, карты мира на стене — страшные искушения. Лучше снять. Стол отодвинуть от окна, ведь там всегда есть на что переключиться. В такой ситуации хочешь не хочешь, а придется смотреть в учебник.

Забыл. Забыл. Опять забыл

Проблема: вечером родители приходят с работы, а сын признается: «Ой, я ж математику сделать забыл». И сумку после бассейна забыл разобрать, полотенце плесенью покрылось.

Что делать: взрослым сложно понять, что таким простейшим действиям нужно учиться. Но это и правда так. Если ребенок несамостоятельный, ему необходима прямо пошаговая инструкция, как и что нужно делать. Сделайте такие памятки на картонных карточках. Если чтение пока еще не на высоте, используйте символы или подходящие картинки.

Приучайте ребенка сверяться с инструкцией. «Ты собрал портфель? Давай проверим по шпаргалке, что ты туда сложил?»

Еще вариант — дать ребенку возможность почувствовать последствия своей забывчивости. Забыл, что нужно собрать осенние листья для урока труда? Никто ночью в парк не идет. А забывчивый школьник отправляется на урок без листьев. И получает соответствующую оценку. Этот урок будет более эффективным, чем нотации родителей, которые дети просто пропускают мимо ушей.

Слишком медленно

Проблема: подготовка домашки растягивается на весь вечер. Ребенок вроде и сидит за учебниками, но такое впечатление, что просто тянет кота за хвост.

Что делать: если задание делается долго, значит, оно не делается. Сколько может длиться подготовка в зависимости от возраста и нагрузки, можно посмотреть в таблице ниже. Все, что дольше, — работа вхолостую.

Причин, почему ребенок сидит над тетрадками целыми днями, может быть много. Кто-то из учеников понял, что пока он за столом, родители не пристают с домашними обязанностями. Кто-то не может сосредоточиться и понять задание. А у кого-то проблемы с мотивацией, и упражнения делаются через силу, с постоянными перерывами на более интересные занятия. В этом случае должен сработать такой прием: любимые кружки, интересные поездки, прогулки нужно перенести на время ПОСЛЕ выполнения домашки.

То есть записываемся на танцы не на 15 часов, а на 16. И с 14 до 15 должна быть выполнена домашняя работа. Не решишь примеры и не выучишь стихи — на кружок не идешь! Это подстегивает ребенка, приучает его контролировать время.

На последний момент

Проблема: дочка или сын весь день после школы увлеченно занимаются приятными вещами, а перед приходом родителей кидаются за учебники и… Поздний вечер, всем давно пора спать, но вся семья, раздирая слипающиеся глаза, пытается вникнуть, что именно хотели от школьников авторы учебника.

Что делать: приучайте ребенка контролировать время. Для этого составьте вместе с ним, учитывая его пожелания и ваш жизненный опыт, распорядок дня. Во столько-то вернулся. 20 минут на обед. 40 минут на погулять или заняться любимым делом (после окончания школьных занятий нужен часовой перерыв для отдыха мозга). Затем полтора часа часа на уроки. Полтора часа на кружок и т. д.

Каждый этап ребенок должен контролировать самостоятельно. Пусть ставит таймеры на нужные промежутки. Кстати, на время подготовки домашки промежутки младших школьников должны быть по 20 минут, между которыми небольшой, на несколько минут перерыв. Сходить на кухню выпить стакан воды, послушать одну любимую песенку, убрать ненужные и достать необходимые учебники и тетради. На более длительный период их внимания пока еще не хватит.

Дисциплированные дети отмерять отрезки могут таймером будильника в телефоне. Но если со вниманием проблема, ни смартфон, ни песочные часы не подойдут — будут лишь отвлекать. Лучше запускать скучный кухонный таймер.

Дергает по мелочам

Проблема: хорошо успевающий ребенок дома постоянно ноет, что что-то не понимает. «Мама, помоги! Не могу разобрать! А какую ручку взять? Я правильно написала?»

Что делать: скорее всего, младшекласснику просто не хватает родительского внимания, вот он и выпрашивает его таким способом. Пойдете у него на поводу — и сами не заметите, как ответственность за выполнение заданий перейдет на вас. Лучше обеспечьте его лаской и заботой без привязки к выполнению домашних заданий.

Если есть возможность, после прихода из школы просто посидите с сыном или дочерью, поговорите о том, что интересного и важного было в школе, обсудите планы на выходные и т. п. Если вы на работе, позвоните и поговорите с ребенком хотя бы несколько минут. А более развернуто побеседуете перед сном.

20 — 30 минут в день, выделенных непосредственно для общения с ребенком, обычно достаточно, чтобы насытить его потребности.  

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

А может, и не мучиться?

Психолог Елена КАЗАКЕВИЧ:

— Самое главное при подготовке домашнего задания — это родителям нужно помнить, что учатся не они, а их дети. И если эта установка будет прочно сидеть в вашей голове, учебных драм будет значительно меньше.

Если ребенок не тянет на отлично, может, и не надо его искусственно натягивать? Что страшного случится, если школу он окончит не отличником? Не поступит в престижный университет? Поступит в колледж. В мире есть много прекрасных профессий, в том числе хорошо оплачиваемых, для которых высшее образование не требуется. Зато у вас будет больше шансов сохранить хорошие отношения со своим выросшим ребенком. А ведь мы именно для того их и растим, чтобы они были счастливы.  

НА ЗАМЕТКУ

Сколько должна длиться домашняя подготовка

  • 1-й класс — максимум 1 час.
  • 2-й класс — максимум 1,5 часа.
  • 3 — 4-й классы — максимум 2 часа.
  • 5 — 6-й классы — максимум 3 часа.
  • В старших классах на домашнее задание не должно уходить более 3,5 часа.