Тридцaть лeт нaзaд в aвиaкaтaстрoфe пoд Бeрдянскoм пoгиблo вoсeмь чeлoвeк.
Этa трагедия произошла 19 июня 1987 года. Самолет Як-40, совершавший рейс Одесса — Бердянск — Запорожье, загорелся при посадке на Бердянском аэродроме. Сложные метеоусловия, халатность диспетчеров и, как результат, ошибка пилотов… Из 29 человек, находившихся на борту, восемь погибли. Но жертв могло быть гораздо больше. Уцелевшие в этой авиакатастрофе пассажиры своей жизнью обязаны двум стюардессам, бросившимся спасать их из горящего салона.
Экипаж пытался уйти от посадки, но поздно выключил реверс
…Для 24-летней красавицы Неониллы Гаряевой, которую все называли Никой, этот рейс, ставший последним, был еще и первым. Всего лишь третью неделю в летном отряде. Если все сложится и полет пройдет нормально, то из стажера ее переведут в настоящие стюардессы. Ах, как же она мечтала надеть эту темно-синюю форму! А пока лишь строгая белая блузка и синяя юбка, макияж и прическа — Ника улыбнулась в зеркало пудреницы, затем перевела взгляд в зеркало заднего вида такси. Сегодня будильник, как назло, подвел, пришлось вызывать машину. Она едва успела чмокнуть в щеку мирно сопящего в своей кроватке сына и поспешила вниз. В такси мысленно подгоняла водителя, не хотелось опоздать на медкомиссию, да и инструкторшу Ирину подводить не хотелось.
Для 24-летней Неониллы Гаряевой этот рейс стал первым и последним.
Наставница, 29-летняя Ирина Поляченко, строго смотрела на бегущую навстречу Нику. Затем, вспомнив себя несколько лет назад, улыбнулась. Точно такой ведь была, когда пришла в отряд, чтобы быть рядом с отцом-летчиком. И по Нике видно: не случайный человек, любит небо, мечтает о нем. А еще надежная, и это самое важное.
Рейс в Одессу прошел без сучка, без задоринки. Совсем немного времени на отдых — и лететь обратно. Ирина подумала о том, как заберет сынишку Кирюшу из яслей, снова будет отвечать на его тысячные «почему?». Метеосводка о приближающейся грозе над Бердянском не тревожила женщину: летали — знаем. А вот Ника, сидевшая рядом, заметно побледнела.
29-летняя Ирина Поляченко так и не дождалась встречи с сынишкой.
В 10.58 экипаж самолета Як-40, установив связь с диспетчером аэропорта в Бердянске, доложил расчетное время прибытия и запросил данные о погоде. Ничего не предвещало беды: просто облачно и ветер. Но уже через 13 минут метеонаблюдатель передала на диспетчерский пункт информацию о грозе и порывистом ветре. Диспетчер же в нарушение всех правил не принял решения о закрытии аэродрома и не дал указания экипажу следовать на запасной аэродром. А в 11.12, получив повторную информацию от метеонаблюдателя о дымке и ливневом дожде, снова не принял мер по закрытию аэродрома. Еще через четыре минуты метеонаблюдатель вызвала диспетчера для передачи штормового оповещения, на что он сообщил «занят».
Уже в 11.20 самолет начал посадку в Бердянске, так и не получив сведений о фактической погоде. А борт между тем оказался в эпицентре ливня.
— Да, мы садились в ливень при грозе, — вспоминали пассажиры Як-40. — Экипаж пытался уйти от посадки, но поздно выключил реверс.
В салон хлынуло топливо, и начался пожар
Когда самолет уже коснулся посадочной полосы, включив реверс, чтобы сбавить скорость, летчики принимают решение снова взлетать. Его потом назовут безрассудным. К тому же, включив полный газ, экипаж почему-то не убрал реверс, и нужная для нового взлета скорость не набиралась. Самолет выкатился за пределы аэродрома, сбил будку и два дерева, выкатился в поле и перевернулся через левую плоскость. Фюзеляж раскололся, в салон хлынуло топливо, начался пожар.
— В салоне возникла паника, народ кинулся в хвост, — рассказывал после трагедии один из свидетелей трагедии. — Когда самолет «лег» на спину — бортмеханика выбросило в салон. Его чуть не затоптали, он чудом выжил. Я видел его сразу после больницы, когда он еще был на костылях. Вид не для слабонервных. Второй пилот убежал прочь от самолета, а бортпроводницы пытались вытащить из салона пассажиров.
…Ника хотела что-либо рассмотреть во тьме салона, услышала голос Ирины. Та спокойно и строго просила пассажиров сохранять спокойствие и пропускать ко входу женщин и детей.
— Ника, открывай аварийный вход, — скомандовала Ирина. И через секунду, насквозь пропитанная топливом, вспыхнула как факел, пытаясь освободить из кресла зажатую старушку. Ника бросилась на помощь.
Обе бортпроводницы скончались в больнице на третий день после катастрофы от полученных ожогов. Там же умер один пассажир, еще пятеро погибло сразу. Всего в авиакатастрофе погибло восемь человек, двадцать одному удалось спастись — кто смог, выбрался сам, большую часть спасли две хрупкие девушки — Ирина и Ника. Командир экипажа Виктор Кучер получил тяжелейшую травму головы.
Согласно выводам комиссии, причинами катастрофы стали нарушения правил полетов экипажем, правил управления воздушным движением диспетчерами управления воздушного движения и неудовлетворительный уровень организации метеообеспечения.
Из воспоминаний свидетелей:
«Второй пилот был только после летного училища, в состоянии стресса он вылез через форточку, отбежал от самолета, но вспомнил, что в кабине остался служебный пистолет. Тогда он вернулся в самолет, забрал пушку и убежал прочь от горящей машины, даже не пытаясь оказать помощь своим коллегам. Впоследствии его «попросили» из летного отряда, все отказались с ним летать».
Фюзеляж самолета раскололся, в салон хлынуло топливо. Фото: sich.zp.ua
ТТХ
- Длина — 20,4 м
- Размах крыльев — 25 м
- Высота — 6,5 м
- Максимальный взлетный вес — 17 200 кг
- Дальность полета — 1800 км
- Максимальная крейсерская скорость — 510 км/час
- Длина разбега — 850 м
Компетентно
Экипаж совершил преждевременное снижение
— Як-40 сам по себе самолет надежный, катастрофы с ним случались из-за ошибок пилотов или диспетчеров, — говорит бывший командир эскадрильи Днепропетровского объединенного авиаотряда, летчик с 40-летним стажем Константин Проскура. — При катастрофе в Бердянске, скорее всего, экипаж совершил преждевременное снижение в плохих метеоусловиях и при плохой слаженности. Командир и второй пилот смотрели в окно, ища землю, а самолет в это время наклонялся и цеплял крылом асфальт. Нужно было, чтобы один смотрел в окно, а второй — на приборы.